Взаимодействие органов следствия, дознания и экспертно-криминалистических подразделений в процессе предварительного рассле-дования преступлений

Страница: 9/31

Принятие решения о производстве оперативно-розыскного мероприятия должно быть обоснованным. Законными основания­ми для их проведения могут быть изложенные в ч. 1 ст. 7 Закона об оперативно-розыскной деятельности обстоятельства:

— наличие возбужденного уголовного дела;

— сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступного деяния, а также о лицах, его под­готавливающих, совершающих или совершивших, если нет доста­точных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

— данные о событиях или действиях, создающих угрозу госу­дарственной, военной, экономической или экологической безо­пасности Российской Федерации;

— информация о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

— данные о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

Наиболее весомое, полное основание для начала проведения оперативно-розыскных мероприятий — наличие возбужденного уголовного дела по конкретному событию, факту. При этом не имеет значения, кем возбуждено уголовное дело — оперативным работником, органом дознания, следователем или судом, и в чьем производстве оно находится. На практике нередко случается, что при производстве оперативно-розыскных мероприятий по одному уголовному делу выясняется причастность проверяемых лиц к другому преступлению, по факту которого уголовное дело еще не возбуждено. Несомненно в этом случае оперативная информация должна расцениваться в соответствии с требованиями ст. ст. 1O8-109 Уголовно-процессуального кодекса РФ как основание для возбуждения уголовного дела. Данная информация может быть оформлена либо рапортом оперативного сотрудника, либо справ­кой, составленной на имя непосредственного руководителя.

Сейчас хотелось бы остановиться на вопросе легализации данных, полученных в процессе выполнения оперативно-розыскных мероприятий. Эта информация может быть признана доказательством только после проверки её процессуальным путем. Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы только в том случае, когда на стадии предвари­тельного следствия или судебного рассмотрения дела возможно установить источник получения той или иной информации, до­казать ее истинность, объективность и достоверность и перепро­верить ее содержание в ходе других следственных или судебных действий, а также при производстве соответствующей судебной экспертизы.[21]

Как известно, любое следственное действие должно быть тщательно подготовлено и приоритет использования на этой ста­дии материалов, как правило, отдается содержащимся в опера­тивно-розыскной информации. Подобная информация помогает наиболее оптимально определить время, место, участников след­ственного действия, привлечь необходимые технические и транс­портные средства, задействовать специалистов, правильно спла­нировать выбор и последовательность тактических приемов про­ведения отдельного следственного действия.

Принципиальная возможность использования результатов оперативно-розыскных мероприятий заложена в нормах уголовно-процессуального кодекса. Например, в соответствии с ст.108 УПК РФ одним из оснований возбуждения уголовного дела явля­ется непосредственное обнаружение признаков преступления. В этой связи возможно рассмотрение по крайней мере двух ситуа­ций:

— работник милиции случайно стал свидетелем-очевидцем криминального события;

— оперативный сотрудник определенное время изучал и до­кументировал преступную деятельность.

Если в первом случае поведение сотрудника правоохрани­тельного органа фактически не отличается от действия любого другого гражданина, ставшего очевидцем преступления, то во второй ситуации речь идет о составлении определенного доку­мента (рапорта), содержащего све­дения о совокупности фактических данных, указывающих на признаки преступления, достаточных для вынесения решения о возбуждении уголовного дела по данному факту. Особенность этого основания возбуждения уголовного дела состоит в том, что, как правило, представленные оперативным работником материалы не требуют дополнительной проверки на основании ст. 109 УПК РФ, а представляют собой достаточно полный отчет о произведенных оперативно-розыскных мероприятиях, направ­ленных на выявление признаков преступной деятельности. Не­редко это касается выявления и расследования замаскированных преступлений в сфере экономики, в незаконном обороте оружия и наркотиков.

Реферат опубликован: 12/10/2007