США между кейнсианством и монетаризмом

Страница: 6/9

В последовавшем процессе организационно-экономических новаций от денежно-валютного регулирования, разумеется, отказа не последовало. Да так вопрос и не ставился. В законодательном акте Конгресса США суть сформулирована иначе: « . совокупные финансовые и налоговые меры сами по себе не обеспечивают полной занятости и полного производства, увеличения реальных доходов, сбалансированного роста, сбалансированного федерального бюджета, надлежащего роста производительности труда и соответствующего учета национальных приоритетов, достижения лучшего торгового баланса и разумной стабильности цен и должны быть, поэтому, дополнены другими мерами, предназначенными для достижения этих целей».

Иными словами, одних только монетарных мер для действенного макроэкономического регулирования недостаточно, они должны быть дополнены немонетарными - такова формула. Она отвергает претензии монетаризма на ограничение сферы и инструментария государственного вмешательства. И подтверждает утверждения Кейнса о необходимости вмешательства государства в экономику.

Признав необходимость расширения системы государственного регулирования на основе немонетарных мер воздействия на экономику, к их числу Конгресс США законодательно отнес:

·структурную хозяйственную политику и хозяйственные программы, включая регламентацию ресурсных ограничений;

·противоциклические мероприятия по вопросам занятости;

·координацию экономической деятельности;

·мероприятия и программы по обеспечению работой молодежи;

·профессиональное обучение, консультации, разработку проектов занятости;

·стимулирование капиталовложений;

·совершенствование системы материального поощрения занятых.

Указанные направления также соответствуют рекомендациям не либеральной, а регулятивной экономической теории.

Посвященный капиталообразованию раздел настолько примечателен, что целесообразно привести его целиком: «Конгресс приходит к заключению, что:

1.Содействие полной занятости и сбалансированному развитию само по себе является основным путем к высокому и непрерывному росту образования капитала;

2.Высокие темпы образования капитала необходимы для обеспечения адекватных темпов расширения производственных мощностей и роста продуктивности, соблюдения установленных правительством стандартов в области охраны здоровья, техники безопасности и охраны окружающей среды, а также для замены устаревшего производственного оборудования;

3.Способность нашей экономики успешно конкурировать на международных рынках, развитие новых технологий, улучшение условий труда, расширение количества рабочих мест и повышение уровня жизни зависят от доступности адекватных капиталов для торговли и промышленности по различным ценам;

4.Важной целью национальной политики является устранение препятствий свободному притоку ресурсов в новые сферы капиталовложений, особенно таких препятствий, которые тормозят создание и развитие мелкого предпринимательства ввиду того, что общие национальные программы и мероприятия, поощряющие частное предпринимательство, недостаточны для решения особых проблем и удовлетворения потребностей малого бизнеса, и,

5.Хотя частные предпринимательские фирмы остаются основными источниками капиталовложений, инвестиционная деятельность властей на федеральном уровне, уровне штатов и на уровне местных властей должна играть важную роль в определении уровней производства, занятости и производительности, а также в достижении иных общенациональных целей».

Особо примечательно последнее положение. Оно признает необходимость увеличения инвестиционного значения общегосударственного бюджета. Иными словами, здесь отражено растущее значение централизации совокупного фонда производственных инвестиций и их распределения по единому критерию, на основе программ, скоординированных целями полной занятости и сбалансированного экономического роста. То есть растет влияние кейнсианской теории на экономику США.

Реферат опубликован: 17/11/2009