Древнерусское феодальное право

Страница: 18/37

Таким образом, Русская Правда в 3-х её основных видах связывается Тихомировым с развитием классовой борьбы и народного движения. С.В. Юшков выразил свои взгляды на Русскую Правду В специальном исследовании “Русская Правда, происхождение, источники, её значение”. Значительная часть этой книги занята полемикой с взглядами Тихомирова. Он отстаивает своё прежнее мнение о том, что Пространная Правда состоит из двух частей: Правды Ярослава и устава Владимира Мономаха, представляющего собой всю вторую часть памятника. Основные результаты исследования даны С.В.Юшковым в последней, третьей части книги. По его мнению, первой попыткой “унификации норм русского права” явилась попытка Владимира заменить взимание вир смертной казнью. При Ярославе Мудром в 30-х годах XI века в Киеве возникла Правда Ярослава, или Древнейшая Правда. К 1072 году относится возникновение Правды Ярославовичей. На основе этих двух сборников возникла Краткая Правда. Таким образом, Юшков дал совершенно иную схему возникновения Русской Правды, чем другие учёные. По С.В.Юшкову: “Только в предположении, что нормы, которые излагались Древнейшей Правде являются новыми до сих пор широкой массе населения и судебно-административному аппарату неизвестны, можно понять смысл издания особого устав и его обнародования”.[36] По вопросу: когда и в какую Правду, был первоначально включен текст Русской Правды, существуют только предположения историков: Шахматова, Тихомирова и Приселкова.

Вопросу о Краткой Правде посвящены и некоторые страницы исследования Л.В.Черепнина “Русские феодальные архивы XIV - XV веков”. Возникновение Правды Ярослава он относит к 1016 году, связывая с событиями в Новгороде, когда новгородцы перебили варягов, а Ярослав Мудрый уничтожил большое число новгородцев. По его мнению, “Правда Ярослава 1016 года такой же ряд между новгородским обществом и корпорацией варягов, как и договоры Олега и Игоря с Византией”. [37] Этот вывод требует самой серьёзной проверки, т. к. чрезмерно сужает значение Краткой Правды, доводя её до уровня простого договора с наёмными варягами. Не следует забывать, что заголовок “Правда Русская” указывает, что составители сборника законов понимали под словом “русские” юридические нормы, а не варяжские.

При изучении Русской Правды следует иметь некоторые познания по русской палеографии, без которых особенности изучаемого памятника остаются непонятными. Русские рукописные книги XI - XVII веков были написаны на пергаменте и бумаге. Пергамент долгое время господства в письменности раннего периода. Древнейшие списки Русской Правды XIII -XIV века написаны на пергаменте (Синодальный, Троицкий, Мусин-Пушкинский), остальные - на бумаге.[38]

На данный момент в нашей исторической литературе господствует убеждение, что частная юридическая жизнь древней Руси наиболее полно и верно отразилась в древнейшем памятнике русского права - в Русской Правде.[39] Насколько мне позволяет знание изучаемого материала, я полностью согласна с этим утверждением, ибо в Русской Правде охвачены чуть ли не все отрасли тогдашнего права. В этом документе достаточно подробно говорится о существовавших в то время договорах: купли-продажи (людей, вещей, коней, а также самопродажи), займа (денег, вещей), кредитования (под проценты или без), личного найма (в услужение, для выполнения определённой работы); в нём чётко регулируется правовое положение отдельных групп населения (зависимые и независимые), зафиксированы основные черты частного права

В русском праве периода Киевской Руси не было и не могло быть общего термина для обозначения права собственности, так как содержание этого права было различным в зависимости от того, кто был субъектом и что фигурировало в качестве объекта права собственности. Группа статей Русской Правды защищает такую собственность. Устанавливается штраф в 12 гривен за нарушение земельной межи, такой же штраф следует за разорение пчельников, бобриных угодий, за кражу ловчих соколов. Высшие штрафы в 12 гривен устанавливаются за побои, выбитые зубы, повреждение бороды - видимо, корпоративное понимание чести зачастую приводило к физическим столкновениям. В феодальной прослойке ранее всего произошла отмена на женское наследование. В церковных уставах за насилия над боярскими жёнами и дочерьми устанавливались высокие штрафы: от 1 до 5 гривен золота, за остальных-5 гривен серебра.

Реферат опубликован: 7/01/2007