Гуманизм и гуманистическая мысль

Страница: 6/7

"Если бы папа узнал о грабительстве проповедников, ходящих с грамотами, он бы лучше сжег церковь св. Петра, чем строить ее за счет плоти, крови и костей порученных ему овец. У церкви одно истинное сокровище, это — святейшее Евангелие о величии и благости Божией". Главный руководитель продажи индульген­ций в Германии, архиепископ Майнцский, принес папе жалобу на Лютера. Но курфюрст саксонский, благоволивший к Лютеру, не согласился выдать его на суд в Рим, а кардиналу, который в лич­ной беседе с Лютером потребовал у него отречения, глубоко убежденный монах ответил отказом. Лютер испытывал тяжелый перелом всех своих понятий; он уже считал про себя Рим "кро­вавым Вавилоном", а папу — антихристом.

Усердные противники ускорили разрыв Лютера с Римом, в свою очередь вызвав его на диспут в Лейпциг. Здесь защитник папы, Экк, заставил Лютера признаться, что он повторяет ерети­ческие учения Гуса и Уиклифа. "Страшно мне стало от мысли, что евангелическую истину сожгли сто лет назад". Теперь Лютер чувствует себя свободным от всякого страха перед церковными авторитетами. Охваченный ожиданием великого суда на земле, он пишет: "Слово Божие — это меч, война, разрушение, соблазн, яд". Он зовет своих соотечественников "броситься с оружием на развратителей, кардиналов и пап, на всю шайку римского Содома и умыть руки в их крови". Во всей Германии горячо отзывались на его слова. Гуманисты, только что выдержавшие спор с "темны­ми людьми", видели в Лютере восходящую силу в борьбе за про­свещение. Глава недовольных имперских рыцарей, Зикинген, предлагал Лютеру в виде убежища свой замок; Гуттен вступил с ним в переписку и соединился для борьбы за права немецкого народа. Теперь Гуттен решил бросить все украшения латинского стиля и писать на родном языке. В сатире "Римская Троица" он изображает Рим огромным складом добра, награбленного со всего света; папа, окруженным толпой жадных пожирателей, как ненасытный хлебный червь, точит это добро и сосет кровь и мозг немцев. Объявляя Риму войну, Гуттен приписывает в конце: "Да здравствует свобода! Жребий брошен!" В свою очередь Лютер в ряде небольших книжек, выражаясь образным, грубым и метким языком, с наивностью человека, внезапно прозревшего, поднимает глубокие вопросы, волновавшие весь народ.

Он сам обращается к мятежному рыцарству и набрасывает очертания реформы. Пусть созовут собор. Папа, "жалкий, смердящий грешник", пусть будет лишен светской власти и займется Библией и молитвенником. Не должно быть вообще различия клира и мирян. "Все христиане— священники". Община будет избирать своих духовных руководителей. Все должно быть перестроено: и школы, бывшие до сих пор "вратами ада", и обще­ственный порядок; надо "умножить число земледельцев и сокра­тить купцов". Призыв этот "к христианскому дворянству", напе­чатанный в 4000 экземплярах, разошелся в несколько дней. Лю­тер громил церковные учреждения и особенно монашество. "Отныне не будет считаться угодным Богу, если несколько сума­сшедших святош станут терзать и умерщвлять свою плоть". Хри­стиане должны быть свободны от внешних предписаний и обря­дов, потому что, как говорили еще старинные мистики, "внутрен­нее существо человека и Бог — это одно и то же".

Лютер отказался потом от многого, что было сказано им в пылу возбуждения. Но в 1520 г., когда выходили его мятежные произведения, он был настоящим народным героем. В Германии готовилась революция. Причины ее заключались в общем положении страны.

Реферат опубликован: 29/05/2006