Гуманизм и гуманистическая мысль

Страница: 3/7

Религиозное возрождение в Италии и Испании

И Италии было, однако, и другое направление, близко подходившее к религиозной ревности людей Севера: оно ярко вырази­сь в проповеди Савонаролы, имевшей большой успех среди той же самой Флоренции, которая была центром художественной жизни, проникнутой светским и языческим характером. Рефор­маторы, подобные Савонароле, не затрагивали церковного уст­ройства. Они хотели только очистить церковь, опростить ее, удалив из ее обычаев и обрядов все то, что не соответствовало, как им казалось, истинной сущности христианства. Их призыв - возвращение к первоначальному христианству. Но в определе­нии истинного христианства понятия очень расходились. На Пи­ренейском полуострове, где целые века шла борьба с неверными, и народ считал дедом чести истреблять беспощадно все чужое, ученые и проповедники обращались к воинственному, богосло­вию Фомы Аквинского и других схоластиков. В Испании стара­лись возродить аскетизм, истязание плоти; здесь говорили более всего о реформе монастырей: обители не должны быть местом успокоения; из них должны выходите самоотверженные, про­никнутые единой идеей деятели, люди, у которых знания, искус­ство речи и спора, поэтический дар и нравственная энергия будут служить только вере; они должны завоевать для церкви равно­душных, отрицателей и темную массу язычников. Новый Свет открывал огромный простор этому пламенному испанскому бла­гочестию. Но оно способно было также вместе с испанским ору­жием броситься на борьбу с европейскими ересями.

В Италии среди духовенства было много людей гуманистиче­ского просвещения. Они старались найти среди христианских книг тот же идеал простого художественного стиля и класси­ческой ясности мысли, какой они встречали у великих греческих и римских писателей. Евангелие отвечало этим требованиям и казалось им, наравне с Платоном, чистым источником богопознания. Во времена того же светского папы Льва Х в Риме обра­зованные прелаты и священники составили общество под назва­нием “Оратория божественной любви”. Члены “Оратории” расхо­дились с господствующим учением католической церкви: они говорили, что человек спасается не “добрыми делами”, т.е. внешними лишениями иди денежными взносами, которые получают силу только с одобрения духовных руководителей, а исключительно своей верой; по их мнению, учение это и составляет главное содержание Евангелия.

Религиозные движения на Севере

Религиозные движения на Севере примыкали к старинным сектам и ересям, гуситам, лоллардам, вальденсам и носили характер более резкий в отношении римской церкви. Их сторонники тали не только церковный строй, но и учение Рима считали не только церковный строй, но и учение Рима уродли­вым наростом, искажением, сравнительно с чистым христиан­ством первых трех веков. Все позднейшие прибавления и предания должны быть отброшены; единственно правильно дер­жаться Писания. Сущность христианства состоит в том, что че­ловек спасается верой. Нет никаких заслуг, никаких земных средств приобрести загробное блаженство; посты, церковные наказания, отпускные грамоты не имеют силы; бесполезно при­зывать на помощь папу, святых; единственный посредник между Богом и людьми — Христос, в своей неизреченной благости ми­лующий грешника; священники должны быть лишь толковате­лями Его откровения в Писании. От этого библейского на­правления, распространенного преимущественно в университе­тах, отделялось мистическое. Многие монахи и священники думали, что откровение не связано с писаным словом; оно выра­жается в виде внутреннего просветления или непосредственного общения человека с Божеством; религия должна быть свободным вдохновением.

Реферат опубликован: 29/05/2006