Художественное своеобразие пьес Бернарда Шоу

Страница: 3/7

В этой пьесе Шоу замыслил противопоставить «идеалиста» и «реалиста», показать торжество делового человека над романтиком. Подлинный героем грез мечтательной героини (а заодно и богатой наследницы) Райны Петковой оказывается не пылкий офицер Саранов с его шумным геройством, а спокойный, насмешливый Блюнчли, швейцарский солдат на сербской службе. Свою пьесу Шоу начинает удачной, увлекательной сценой, впервые обнаруживая у себя присущее ему чувство экспозиции, - преследуемый болгарскими солдатами сербский офицер прячется в комнате болгарки Райны. Сцены, когда Райна чувствует жалость к незнакомцу и спасает его от преследователей, написаны с большой драматической силой. Шоу заставляет читателя полюбить своего героя двумя приемами: воззвав к человечности, показав страдания живого человека и бессмысленность войны, но так же и романизируя своего героя и его судьбу. Огромное достоинство пьесы – ее блестящее техническое мастерство, обилие комедийных ситуаций и неожиданных поворотов действия. Важной стороной пьесы стала ее антивоенная направленность. В этот период в Английской литературе особенно активизировались агрессивно- империалистические тенденции. Пропагандисты британского империализма стремились создать реакционно-романтический культ захватнической войны. Против этой пропаганды и выступает Шоу. Сцены войны, скупо намеченные в пьесе, даны так, что перед читателем или зрителем встают картины нечеловеческой жестокости и заставляют почувствовать отвращение к войне.

«Кандида» (1895) – более сложная и противоречивая пьеса. Создавая ее Шоу меньше всего заботился о технических приемах или сценическом успехе. Многим она показалась не сценичной, многих поставила в тупик, приводила в недоумение. И вместе с тем это, пожалуй, самая задушевная пьеса Шоу. В пьесе разоблачено лицемерие внутреннего уклада буржуазной английской семьи. Двум мужчинам – идеалистам противопоставлена женщина реалистка, носительница материнского начала, Кандида. Ее материнская сущность проявляется в отношении к окружающему миру, ко всем людям. Ее любовь к мужу, пастору Мореллу, давно уже приобрела материнский оттенок. Для нее это образцовый христианин и великолепный оратор ни в коей мере не является авторитетом. И так же по матерински относится Кандида и к юному поэту Марчбэнксу. Она готова слушать часами его стихи об ангелах и мадоннах, которые интересуют ее не больше, чем проповеди мужа, она стремится окружить теплом и уютом бездомного скитальца. Ее жалость к нему далека от любовного влечения. К миссии и проповедям мужа Кандида относится предельно иронически. Презрение к буржуазной аудитории достопочтенного Морелла перерастает у нее в презрение к бессилию христианства. Пастор Морелл выступает, упиваясь собственным красноречием и не добиваясь никаких практических результатов. Трудно представить себе более слабого и никчемного человека, воображающего себя пророком и другом бедняков. Шоу явно отдает симпатии «идеалисту» другого рода, поэту Марчбэнксу. Он противопоставляет этого юношу, бродягу и мечтателя пастору Мореллу. Бунтующая гордая юность противопоставлена мещанскому благополучию и прописной морали. Недаром именно Марчбэнкс сумел разглядеть с первого взгляда фальшь семейного быта Мореллов. Он надеется, что Кандида уйдет с ним от мужа. В этом сказывается романтическая наивность Марчбэнкса. Кандида давно понимает подлинную сущность своего мужа, но она – жена и мать, а поэтому сознательно сохраняет семейные иллюзии.

4. ПЬЕСЫ ДЛЯ ПУРИТАН

В 1897 году была написана пьеса «Ученик дьявола», в 1898 году – «Цезарь и Клеопатра», в 1899 году – «Обращение капитана Брассбаунда». В 1900 году все три пьесы вышли отдельным сборником, озаглавленным «Пьесы для пуритан». В предисловии Шоу обьясняет смысл общего заглавия и обрушивается на современную ему драматургию, насыщенную эротикой. Возмущение Шоу и его критика направлены против декадентской драматургии, которая прикрывалась проблемностью и психологизмом, а на самом деле сосредотачивала внимание публики на вопросах пола. Шоу подчеркивает, что он не ханжа и не боится изображения чувств. Но он против сведения всех действий героев к одним любовным побуждениям и мотивам. Шоу обращается к героическим пуританским традициям времен Кромвеля, Мильтона и Беньяна. Себя он причисляет к пуританам, готовым бороться за святость искусства (под пуританами он имеет здесь ввиду людей передовых, нравственных и идейных). «Я пуританин во взгляде на искусство» - пишет Шоу. Его борьба с эротическим характером литературы была не случайна. Дикие извращения и убийства в буржуазном быту, сведение всех жизненных вопросов к проблемам «любви и смерти» в декадентской живописи и литературе, разнузданная эротика, пропитавшая искусство, - все это было признаком разложения и распада, сопутствующих росту империализма. И передовые писатели считали своим долгом бороться с этой мутной волной.

Реферат опубликован: 23/09/2006