Романтизм в творчестве А.С. Пушкина

Страница: 4/8

В «Сожженном письме» Пушкин пишет :

Свершилось! Тёмные свернулися листы ;

На лёгком пепле их заветные черты

Белеют . Грудь моя стеснилась . Пепел милый ,

Отрада бедная в судьбе моей унылой ,

Останься век со мной на горестной груди .

Поэт называет пепел «милым» , «лёгким». Для него пепел- единственная «отрада» . Это всё что осталось от любви, от всего того , что было ему дорого.

Живущий в стихии страстей , поэт- романтик часто говорит об единственности своей любви , захватывающей всё его существо. «Всё в жертву памяти твоей» ,- обращается он к Воронцовой. Даже слава нужна ему лишь для того , чтобы она всегда напоминала о нём возлюбленной. В стихотворении «Желание славы» , посвящённом Воронцовой , читаем :

Желаю славы я , чтоб именем моим

Твой слух был поражён всечасно, чтоб ты мною

Окружена была , чтоб громкою молвою

Всё, всё вокруг тебя звучало обо мне .

Это «единственное» чувство заставляет поэта жить с образом возлюбленной даже тогда , когда её нет с ним . Нередко в любовной лирике Пушкина возникает видение- воспоминание, заменяющее реальность. В стихотворении «Ночь» , посвящённом Амалии Ризнич , перед поэтом «в молчаньи ночи тёмной» с поразительной ясностью , возможной только при огромной силе чувства, предстаёт образ возлюбленной. Он слышит даже звуки её голоса , её страстные признания:

Во тьме твои глаза блистают предо мною.

Мне улыбаются , и звуки слышу я :

Мой друг , мой нежный друг .люблю .твоя .твоя

Такое же, только смягчённое видение-воспоминание есть в знаменитом стихотворении «К ***». Поэт тоже видит лицо любимой женщины и слышит её голос :

В томленьях грусти безнадёжной ,

В тревогах шумной суеты

Звучал мне долго голос нежный,

И снились милые черты.

И в стихотворении «Ненастный день потух .», посвящённом Воронцовой, перед поэтом — видение - воспоминание. Но на этот раз оно исключительно зрительного порядка. Поэт видит возлюбленную на фоне южной природы—движущейся «роскошной пелены» моря:

. по горе теперь идёт она

К берегам, потопленным шумящими волнами;

Там , под заветными скалами,

Теперь она сидит , печальна и одна .

В любовной лирике Пушкина огромная эмоциональная сила переживаний поэта в большинстве случаев разрывает упорядоченность художественных форм. Стиль становится динамичным , остро экспрессивным и даже «разорванным». Подобная «разорванность» отражает душевную взволнованность поэта и противоречивость его любовных переживаний, не поддающихся упорядоченности. Вопросы и восклицания сменяют друг друга в стихотворении «Желание славы» , где поэт сетует на интриги , возникшие в связи с этой любовью :

И что же ? Слёзы , муки ,

Измены , клевета, всё на главу мою

Обрушилося вдруг . Что это я, где я ? Стою

Как путник, молнией постигнутый в пустыне,

И всё передо мной затмилося !

Какую бурю чувств мы видим в этих стихах ! Мы ощущаем все переживания лирического героя . Стихотворение «Ненастный день потух» завершено предельно экспрессивным описанием одиночества возлюбленной:

Одна .никто пред ней не плачет , не тоскует;

Никто её колен в забвенье не целует;

Одна .ничьим устам она не предаёт

Ни плеч, ни влажных уст , ни персей белоснежных,

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Никто её любви небесной не достоин.

Не правда ль : ты одна . ты плачешь . Я спокоен

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Но если. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Реферат опубликован: 28/11/2009