Романтизм в творчестве А.С. Пушкина

Страница: 3/8

Романтическая лирика

Далеко не все лирические стихотворения Пушкина 1820-1824 годов могут быть названы романтическими . И в пору своего романтизма Пушкин написал ряд стихотворений , выдержанных в классическом духе и восходящих к русской литературе восемнадцатого века.

В стихотворениях Пушкина романтического периода мы нередко находим не романтическое обращение к классической мифологии . На ней целиком построено пушкинское стихотворение 1824 года «Прозерпина» , начатое словами:

Плещут воды Флегетона ,

Своды Тартара дрожат ,

Кони бледного Плутона

Быстро к нимфам Пелиона

Из Аида бога мчат.

Эти строки пропитаны мифологией. И стиль стихотворений Пушкина романтического периода , заключающих мифологические мотивы , далёк от «разорванности» романтического стиля. Таковы превосходные антологические стихотворения «Муза» и «Нереида» :

Среди зелёных волн , лобзающих Тавриду ,

На утренней заре я видел нереиду.

Сокрытый меж дерев , едва я смел дохнуть:

Над ясной влагою полубогиня грудь

Младую , белую как лебедь воздымала

И пену из власов струёю выжимала .

У них плавные , как бы закруглённые концовки.

И всё же самые яркие и смелые лирические произведения Пушкина 1820-1824 годов - это стихотворения романтические . Их пронизывает идея человеческой свободы. Пушкина- романтика возмущало не только отсутствие свободы в самодержавном государстве , его отталкивала душевная мелкость общественных верхов. Эту мелкость он подметил в графе М.С. Воронцове , под начальством которого был вынужден служить в Одессе. В стихотворении о нем Пушкин иронически противопоставил свойственный Воронцову «хороший тон» подлинно выдающимся умственным и моральным качествам:

Он не хранил в своём запасе

Глубоких замыслов и дум ;

Имел он не блестящий ум ,

Душой не слишком был отважен ;

Зато был сух , учтив и важен.

(«Не знаю где , но не у нас» ).

В романтической лирике Пушкина иногда рассказывается, как возникает бесстрастие, как исчезает страсть. Об этом говорится в стихотворении «Чёрная шаль». Герой , переживший измену возлюбленной , «младой гречанки» , которую он «страстно любил» , и убивший её , приходит к полной душевной охладелости . Он навсегда забывает о женской красоте , совсем как старый цыган в пушкинской поэме «Цыганы» . Здесь есть даже совпадения текстов :

С тех пор не целую прелестных очей ,

С тех пор я не знаю весёлых ночей .

Гляжу , как безумный , на чёрную шаль ,

И хладную душу терзает печаль .

( «Чёрная шаль» )

.С этих пор

Постыли мне все девы мира ;

Меж ними никогда мой взор

Не выбирал себе подруги,

И одинокие досуги

Уже ни с кем я не делил .

( Рассказ старого цыгана).

В обоих случаях катастрофическое исчезновение страсти становится трагическим рубежом в жизни человека. ( «С тех пор» , «С этих пор» - именно черта во времени ).

Но чаще, чем душевный холод, в лирике Пушкина -романтика мы видим душевное горение , мощную огненную страсть . Она появляется и тогда , когда Пушкин говорит о своей политической страстности поэта . «Страстею воли и гонениям я стал известен меж людей» , - пишет Пушкин в одном из посланий В.Ф. Раевскому .

И всё же на первый план у Пушкина-романтика выдвигалась тема любви с её принципиальным психологизмом . Поэтому в любовных произведениях блистательнее всего была развёрнута его философия страстей и резче всего проявилась его убеждённость в том , что романтический поэт должен жить в стихии яркой , напряжённой страсти. С представлением о страсти у Пушкина связаны образы пламени . В сердце поэта живёт «пламенная страсть» , «пламенный восторг» , «лобзанья» возлюбленной «так пламенны» , «новый жар волнует кровь», возлюбленная «вливает» в душу «огонь» , «юный пыл страстей» . Противопоставлен этому пламени образ того , что остаётся от любовного горенья- образ пепла.

Реферат опубликован: 28/11/2009