Коммерческий кредит

Страница: 15/45

Рост значения кредита в международных экономических отношениях раз­витых стран с развивающимися вызывался не только форсированием сбыта товаров, но и возможностью нового приложения капитала.

Таким образом, до конца 50-х годов нашего столетия коммерческий кредит применялся значительно чаще, чем все другие виды международного кредита. Он стал основным инструментом внешнеторгового кредитования, особенно в экспортном кредитовании стран Западной Европы.

С конца 50-х и начала 60-х годов резко возросло значение международного кредита как стимулятора развития внешнеэкономических связей: именно в этот период особенно увеличился его объем, еще более расширились сфера использования кредитов и круг стран, предоставляющих эти кредиты. Заметные изменения произошли в условиях предоставления кредитов, особенно в смысле сроков. Существенные изменения претерпели формы и виды кредито­вания как в целом, так и у отдельных стран. Все эти особенности взаимообусловлены. В частности, общий рост объема предоставленных кредитов вызвал обострение "кредитной войны", что отразилось на условиях предоставления кредитов. А изменение последних ( как и сам рост объема кредитов ) потребо­вало изменения форм кредитования и перестройки систем финансирования экспорта. Новые сдвиги в кредитной сфере явились следствием изменений, происшедших в эти годы на мировом рынке.

Резко увеличившаяся диспропорция между замедляющимся ростом спроса на товары и сохраняющимся быстрым ростом производственных возможностей промышленности потребовала поддержания конъюнктуры на рынке дополни­тельными "взбадривающими" средствами. В ряде стран были приняты меры по стимулированию частных капиталовложений в экономику, наряду с этим воз­росшее внимание уделялось форсированию экспорта.

Растущие специализация и кооперирование производства в рамках меж­дународного разделения труда требуют максимального развития внешней торговли. В большинстве развитых стран машиностроение, по существу, превратилось в "экспортную отрасль " промышленности. Отгрузка продук­ции отдельными отраслями машиностроения на экспорт подчас даже боль­ше, чем на внутренний рынок. Появился целый ряд дополнительных факто­ров, затрудняющих развитие международной торговли, а следовательно и требующих нового форсирования экспорта. Это прежде всего растущая региональная экономическая интеграция стран, а также введение все более жестких импортных ограничений в связи с ухудшением валютного положе­ния многих стран (в основном развивающихся) и т.д. В эти годы чрезвычай­но расширился арсенал средств форсирования сбыта. Западноевропейские экспортеры (в частности, фирмы ФРГ) все более теряли ценовые преиму­щества, которые они имели перед экспортерами США (в связи с более быстрым ростом издержек производства и, в первую очередь, номинальной заработной платы), что способствовало развитию внеценовых средств кон­куренции.

Решающую роль в качестве средства форсирования сбыта машин и оборудования и других инвестиционных товаров сохранил за собой меж­дународный кредит. Параллельно с ростом спроса на кредиты на мировом рынке росли возможности их предложения (особенно в западноевропей­ских странах).

В целом рост значения международного кредита во внешнеэкономических отношениях в эти годы, как и раньше, был связан в первую очередь с обостре­нием трудностей сбыта на рынке развивающихся стран. Вследствие валютно-финансовых затруднений развивающиеся страны были вынуждены еще более сократить ассигнования из собственных валютных ресурсов для импорта ма­шин и оборудования, отдав предпочтение импорту предметов первой необходимости, продовольствия, сырья, запчастей для ухе действовавших предприя­тий и т.д. Роль иностранного финансирования поставок машин и оборудования в эти страны, таким образом, существенно возросла. Больше того, значительно расширился круг поставок, при осуществлении которых покупатели стали все чаще требовать от экспортеров предоставления кредитов. Наряду с финанси­рованием дорогостоящего и сложного оборудования, а также крупных партий машин, часто стали кредитоваться на длительные сроки поставки отдельных машин промышленного назначения, поставки бытовых машин и даже запча­стей и узлов машин (главным образом для последующей сборки) , удобрений и продовольствия.

Реферат опубликован: 2/03/2009