Борьба с отмыванием денег

Страница: 6/12

2) Требование к финансовым и нефинансовым организациям об обязательном сборе и передаче в компетентные органы информации

Система сбора и предоставления регулирующим органам информации о подозрительных сделках складывалась на протяжении последних десятилетий. Это – центральное звено, обеспечивающее эффективность различных способов борьбы с отмыванием денег. Первоначально такая система во многих странах была крайне слабой, а требование о сборе и предоставлении информации было не обязательным. Организации предоставляли информацию не систематически и на добровольной основе. В настоящее время такая система стала обязательной в вопросах, касающихся финансовых учреждений и курирующих их органов, а во многих странах и для других организаций. ВСША эта система получила название системы обязательной отчетности.

Изначально требования о сборе и передаче информации компетентным органам адресовались в основном к чисто финансовым предприятиям, контролируемым государственными надзорными органами. По мере развития борьбы с отмыванием денег подобные требования стали предъявляться законодательством многих стран к более широкому кругу учреждений и лиц. Это было обусловлено тем, что с финансами нередко работают организации и лица, не подпадающие в полной мере под сложившиеся системы государственного надзора. Наиболее ярким примером такого рода являются обменные пункты. Кроме того, в процесс отмывания денег нередко втягиваются не только лица и организации, работающие с финансами, но и обеспечивающие некоторые аспекты корпоративной деятельности - учреждение и регистрация компаний, оказание юридических или аудиторских услуг.

Директива ЕС обязывает кредитные и финансовые институты стран-членов осуществлять сбор и передачу информации в компетентные органы. Между тем, многие страны ЕС распространили это требование и на другие нефинансовые организации (нотариусы, бухгалтеры и аудиторы, компании и агенты по недвижимости, казино и фирмы по транспортировке денег, аукционы, ювелиры, продавцы антиквариата, торговцы монетами и марками, профессиональные консультанты, лица, осуществляющие или контролирующие движение капитала).

Страны предусматривают в своих законах разные схемы передачи информации регулирующим органам. Например, закон Греции предусматривает, что в каждой организации должен быть выделен специальный человек, к которому будет стекаться информация от руководителей отдельных подразделений. Если шеф подразделения не согласен с тем, что сделка является подозрительной, а служащий полагает ее таковой, информация может быть передана напрямую. В свою очередь, ответственные люди в организациях передают информацию в центральный компетентный орган. В отношении подозрительных сделок кредитные организации имеют право тянуть с их выполнением, если же это по каким-либо причинам невозможно, то передача информации осуществляется немедленно по выполнении сделки или действия.

Важнейшее значение имеет четкое законодательное определение организаций, выполняющих роль финансовых разведок, их функций и полномочий. Законы устанавливают цели, в которых может использоваться передаваемая компетентным органам информация. В Грециизакон в этом случае допускает использование информации исключительно в суде. Законы всех стран, установивших обязательную систему сбора и передачи информации для ряда своих учреждений, предусматривают значительные штрафы за нарушение этого требования.

3) Четкое определение сделок, подлежащих контролю со стороны уполномоченных органов на предмет наличия отмывания денег

Обычно в законодательстве различных стран используются одновременно 2 критерия – значительный размер и характер сделок, который позволяет отнести их к подозрительным или необычным.

а) определение размера сделок, подлежащих контролю на предмет наличия отмывания денег

Страны уделяют особое внимание крупным сделкам, которые могут быть осуществлены в целях отмывания денег. Каждая страна устанавливает собственный количественный "порог" таких сделок, исходя из параметров экономики и других соображений.

В США порогом служат 10 тыс. долл. и для физических, и для юридических лиц. В Аргентине Центральный банк требует от кредитных организаций сообщать о счетах, на которые поступает свыше 50 тыс. песо ежемесячно или 200 тыс. песо в течение года. Мексика контролирует переводы средств через границу размером свыше 20 тыс. долл.

Директива ЕС требует от стран-участниц идентификации клиентов при сделках, превышающих 15 тыс. ЭКЮ. В случае, если сделка или совершаемая операция представляется учреждению "подозрительной", это требуется делать и при меньших суммах. Многие страны ЕС, однако, в своих законодательствах ставят более жесткие требования к размеру контролируемых сумм.

Реферат опубликован: 27/05/2007