Борьба с отмыванием денег

Страница: 2/12

3. Распространение коррупции среди государственных исполнительных, правоохранительных и судебных органов власти.

4. Существование внутри страны "зон свободной торговли", обладающих льготным порядком регулирования операций и контроля за деятельностью институтов.

5. Невозможность или ограничение возможности обмена финансовой информацией с иностранными правоохранительными органами.

6. Неадекватная процедура учреждения финансовых и нефинансовых институтов, открытия филиалов за пределами страны и лицензирования финансовой активности, не учитывающая или учитывающая не в должной мере

7. необходимость идентификации реальных собственников/владельцев компаний (особенно когда владение может осуществляться путем номинального держания).

8. Законодательное закрепление тайны финансовых операций, недостаточные требования к транспарентности финансовых операций и собственности на активы.

9. Просчеты в регулировании валютообменных операций и иных операций с наличными денежными средствами. Широкое использование предприятиями банками операций с вовлечением офшорных компаний.

10. Существование анонимных денежных счетов и финансовых инструментов, включая акции и облигации, по которым допустима выплата средств "на предъявителя".

11. Доступ финансовых институтов к международным центрам торговли золотыми слитками, торговле драгоценными камнями и ценными металлами.

В странах с переходной и развивающейся экономикой, отличающихся масштабным уклонением от уплаты налогов, процесс отмывания денег тесно связан с оттоком капитала. Отмывание средств от неуплаты налогов отличается от "классических" операций по отмыванию денег тем, что в данном случае доходы могут быть получены законным путем. Проводимая странами с переходной и развивающейся экономикой либерализация межграничных потоков капитала, приватизация предприятий государственного сектора, снятие таможенных ограничений при вступлении в ВТО, ускоренное реформирование финансовой системы облегчают отмывание денег в условиях недостаточно совершенного законодательства и органов регулирования.

Значительный ущерб от операций по отмыванию денег настоятельно требует принятия специальных мер на государственном уровне. Наиболее заметные последствия отмывания денег включают в себя следующие моменты:

· криминальный мир получает возможность формально на законных основаниях использовать доходы от незаконных операций и тем самым расширять и постепенно легализовывать свою деятельность. Это приводит к росту политического влияния криминальных структур, противодействию укреплению системы регулирования и законодательства;

· стимулируется развитие коррупции в государственном секторе и правонарушений в финансовой системе. Большие объемы капитала, вовлеченного в операции по отмыванию денег, подрывают устойчивость финансовых рынков;

· государство недополучает часть налогов, усиливаются диспропорции в распределении налогового бремени и социальная дифференциация.

3. Основные направления борьбы

В борьбе с отмыванием денег, как правило, используются следующие механизмы:

· финансовая и налоговая отчетность юридических и физических лиц;

· выездные проверки компаний и банков органами регулирования;

· внешние аудиторские проверки;

· внутренний аудит, включая выделение особых лиц, ответственных за контроль операций на предмет отмывания денег;

· контроль в рамках профессиональных ассоциаций и саморегулируемых организаций;

· оперативные операции местных и иностранных (международных) правоохранительных органов;

· добровольное (за вознаграждение) предоставление информации физическими лицами.

Каждый из этих механизмов подкрепляется законодательно и имеет свои плюсы и минусы. Обязанность компаний предоставлять финансовую отчетность в целях борьбы с отмыванием капитала в значительной степени носит превентивный характер. Для детального изучения отчетности необходим подготовленный квалифицированный штат служащих, современные средства обработки информации и возможность оперативной проверки информации на месте. Развитие системы пруденциального надзора связано для государства с определенными затратами. Усложнение схем отмывания денег влечет за собой усложнение требований обязательной отчетности, что воспринимается прессой и частью общества как ограничение свободы граждан и частных институтов. Аналогичную реакцию вызывает расширение полномочий правоохранительных органов. Единые базы данных облегчают поиск и анализ информации, однако их применение связано с риском правонарушений и недобросовестного использования информации. Самофинансирование операций по борьбе с отмыванием денег за счет выявленных "криминальных" средств должно исключать возможность злоупотреблений.

Реферат опубликован: 27/05/2007