Государственное регулирование инвестиционных процессов: социальный аспект

Страница: 16/31

По оценкам специалистов, современная структура рыночной экономики предполагает наличие 10-12 млн. малых предприятий; фактически же у нас насчитывается в 5 раз меньше, причём сосредоточенных преимущественно в сфере распределения и обслуживания. Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП.[35]

В числе главных причин, тормозящих развитие предпринимательства, следует, прежде всего, отметить отсутствие системы весомой государственной поддержки малого бизнеса, позволяющей ему успешно конкурировать на рынке с крупными государственными предприятиями, а также дефицит финансовых средств для формирования первоначального капитала, что ограничивает область инвестиционного развития мелких и средних предприятий, преимущественно некапиталоёмкой сферы посредничества.

Реальные источники средств - кредиты - вследствие высокой процентной ставки и нежелания коммерческих банков вкладывать без надёжных гарантий в рисковые проекты оказываются блокированными.

Сбережения населения, обесценившиеся в ходе ценовой либерализации, также по существу не работают в инвестиционном плане. Учитывая высокую социальную значимость малого бизнеса и его способность демпфировать негативные экономические процессы, предстоит развернуть в ближайшее время рыночные механизмы поддержки его инвестиционной активности на основе умеренного государственного регулирования, задействовать элементы протекционизма.

Государство должно стимулировать создание новых малых предприятий путём повышения заинтересованности предпринимателей и населения в инвестировании, а также посредством выделения таких предприятий из крупных на началах демонополизации, разукрупнения и приватизации.

По мнению некоторых специалистов, для решения задач инвестиционной поддержки малого бизнеса и предпринимательства представляется настоятельной реализация комплекса мер, который мог бы включать, в частности, следующее:

* Во-первых, - формирование первоначального капитала для развития малого бизнеса на основе льготного кредитования под гарантии государства.

* Во-вторых, - продажу приватизируемого государственного имущества и производственных ресурсов под осуществление высокоэффективных проектов, обеспечивающих в краткосрочной перспективе не только организацию производства необходимой продукции (услуг), но и создание новых рабочих мест.

* В-третьих, - развёртывание сети разнообразных инвестиционных и специальных фондов и банков для финансирования малых предприятий, способных аккумулировать средства из различных источников.

* В-четвёртых, - организацию специальных структур по страхованию кредитов, выдаваемых малым предприятиям.

* В-пятых, - всемерное поощрение государством развития (в том числе на совместной с частным капиталом основе) лизинговых фирм, сдающих в аренду малым предприятиям необходимое оборудование и технику.

* В-шестых, - налаживание государственной и муниципальной информационной службы изучения конъюнктуры, спроса на продукцию малых предприятий, в том числе и на мировом рынке.

Таким образом, создание государством благоприятных условий для функционирования малого бизнеса является еще одним способом повышения инвестиционной активности и улучшения инвестиционной ситуации в стране.

Кроме того, как известно, ослаблению финансовой напряженности на рынке инвестиций наверняка способствовала бы переориентация ссудных капиталов на осуществление эффективных инвестиционных проектов.[36]

Имеющиеся инвестиционные ресурсы должны в первую очередь направляться в те сферы экономики, которые располагают высокими технологиями и имеют конкурентные преимущества на мировых рынках. Далее, они должны пойти на поддержку малого бизнеса, где срок окупаемости намного меньше, на увеличение жилищного строительства. Эти так называемые «точки роста» позволяют повысить эффективность инвестиций, создать возрастающий инвестиционный спрос, обновить основной капитал. Тогда срабатывает кумулятивный эффект инвестирования: быстрое увеличение выпуска продукции обновленным производством начнет покрывать возросший платежеспособный спрос; само капитальное строительство начнет создавать финансовые источники для новых инвестиций; расширяющееся производство обеспечит формирование дополнительных доходов, за счет которых можно снизить бюджетный дефицит и увеличить потребление населения.

В конечном счете, это будет способствовать созданию реальных предпосылок для устойчивого экономического роста.

Система государственно-коммерческих гарантий.

Специальным инструментом поощрения частных инвестиций (применяемых чаще всего к иностранным инвестициям) является система государственно-коммерческих гарантий. Сдвиги в государственной поддержке инвестиционного процесса с непосредственного финансирования на предоставление гарантий отвечают как интересам государства, так и частного сектора. При этом решаются следующие основные задачи:

Реферат опубликован: 14/08/2008