Государственное регулирование доходов наеления (Украина)

Страница: 13/19

Льготы по налогам должны носить постоянный, устойчивый характер и не являться амнистией для неплательщиков налогов, как это было установлено Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. "О проведении налоговой амнистии в 1993 г.". Этим Указом предусматривалось, что недоимщики, заявившие о неуплате налогов и налоговых платежей за 1993 и предшествующие годы и погасившие задолженность в установленный срок. будут освобождены от санкций, определенных законодательством.

Гибкость налоговой системы в условиях рыночных отношений выступает необходимой предпосылкой для активного использования всех налоговых инструментов в целях экономического и правового регулирования социальных процессов, стимулирования развития производства и др.

Современная налоговая система регламентирует основные обязанности плательщиков: вести бухгалтерский учет, составлять отчетность о финансово-хозяйственной деятельности и обеспечивать ее сохранность; в сроки, установленные законодательством, подавать в государственные налоговые инспекции и другие государственные органы бухгалтерскую отчетность и другие документы и сведения, связанные с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей; своевременно и в полном размере уплачивать налоговые суммы и осуществлять другие обязательные платежи, допускать служебных лиц налоговых инспекций для обследования помещений, которые используются с целью получения доходов или связаны с содержанием объектов налогообложения, а также для проверок по вопросам исчисления налогов и других обязательных платежей; выполнять другие обязанности, связанные с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей.

Руководители и соответствующие служебные лица предприятий, учреждений и организаций, а также граждане обязаны подписать акт проверки, проведенной государственными налоговыми инспекциями, и давать письменные пояснения по этим актам по вопросам, возникающим во время проверки, а также выполнять требования государственных налоговых инспекций по устранению выявленных нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежах.

Новая налоговая система устанавливает ответственность плательщиков за правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и других обязательных платежей, за исполнение законодательства о налогообложении: суммы доначисленных налогов и других обязательных платежей и финансовых санкций уплачиваются в бюджет и государственные целевые фонды юридическими лицами в 10-дневный срок со дня принятия государственными налоговыми инспекциями соответствующего решения; сумма налогов и других обязательных платежей, не внесенных в установленный срок, а также суммы штрафа и других финансовых санкций взыскиваются за все время уклонения от уплаты налогов и других обязательных платежей (с юридических лиц (независимо от форм собственности и результатов хозяйственно-финансовой деятельности) - в бесспорном порядке, а с граждан - по решению суда или через нотариальные конторы, по исполнительным предписаниям); должностные лица предприятий, учреждений и организаций, граждане, виновные в нарушении законодательства о налогообложении, в установленном законом порядке привлекаются к административной, дисциплинарной и уголовной ответственности.

Среди мер ответственности в налоговом законодательстве особое место занимают санкции как эффективный инструмент государственного экономического и административного воздействия на плательщиков налогов и должностных лиц, не соблюдающих действующего законодательства. Санкции предусматривают взыскание с нарушителя определенной денежной суммы в бюджет и призваны усилить экономическую ответственность за эффективность хозяйственной деятельности, а также за исполнение законов о налогообложении. Наиболее существенные изменения и дополнения к законодательству, регламентирующие порядок определения размера и применения штрафных санкций к предприятиям, должностным лицам и гражданам, внесены в Закон Украины "О государственной налоговой службе в Украине". Размер финансовых санкций, применяемых к предприятиям, значительно уменьшен.

До принятия нового закона финансовые санкции применялись к предприятию в виде штрафа в двухкратном (200 %), а при повторном нарушении в течение года - в десятикратном (1000 %) размере от суммы сокрытой (заниженной) прибыли (дохода); за отсутствие учета прибыли (дохода) или ведение этого учета с нарушением установленного порядка, а также за непредставление налоговой декларации, отчетов, расчетов и других документов для исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет взыскивался дополнительный штраф в размере 50 % положенной суммы налога или других обязательных платежей. В новом законе размер основного штрафа в названных случаях сократился до 500 % (в 2 раза), в дополнительного - до 10 % (в 5 раз). Кроме того, дополнительный штраф не применяется к предприятиям за нарушения бухгалтерского учета, связанного с налогообложением) а имущественная ответственность в подобных случаях возлагается на должностных лиц предприятий, виновных в этих нарушениях. В результате усиливается персональная ответственность работников за финансовую деятельность предприятия.

Реферат опубликован: 14/12/2007