Проблемы европейской валютной интеграции

Страница: 8/17

Практическая подготовка к введению евро

Для того, чтобы планы введения единой валюты осуществились, финансовым институтам, государственным учреждениям, предприятиям и населению было необходимо заранее подготовиться к предстоящим переменам. В апреле 1996 г. Комиссия обнародовала план подготовки общественности к введению единой валюты. В соответствии с этим планом основные усилия Комиссии были направлены на работу с банковскими учреждениями, поскольку сначала единая валюта будет введена для безналичных расчетов, а массовая кампания для населения начнется ближе к 2002 г. На реализацию данных мероприятий в 1996 г. было выделено 19 млн. экю.

Однако ассигнуемых из бюджета ЕС средств может не хватить для осуществления столь масштабной задачи. По некоторым оценкам, до 40% населения будет в силу разных причин иметь сложности с получением информации о новой валюте и ее применением. Речь идет о таких категориях, как инвалиды, лица пожилого возраста, неработающие женщины, жители удаленных районов и мелких населенных пунктов и т.п. Поэтому в 1997 г. Комиссия решила всесторонне поддерживать информационные кампании, проводимые национальными органами власти, финансовыми институтами и потребительскими ассоциациями. Она уже подписала соглашение об обмене информацией с Германией, Ирландией, Испанией, Францией, Италией, Бельгией и Люксембургом.

К примеру, 29 августа в Венеции на суд публики был представлен проект передвижных музеев единой европейской валюты, в экспозиции которых представлена вся история создания евро. Цель мероприятия в том, чтобы познакомить европейцев поближе с этой денежной единицей путем создания семи мобильных музеев. В проекте, кроме Венеции, участвуют Афины, Рим, Лечче, Локри и Севилья. Музеи планируется размещать в местах, особенно любимых молодежью.

В ряде стран в школьные программы будут включены специальные курсы, посвященные единой европейской валюте. Лишь в одной из 15 стран ЕС- Великобритании - правительство отказывается проводить подобные мероприятия.

Введение единой валюты потребует и других, весьма ощутимых затрат. Основную их тяжесть примут на себя банковские учреждения стран валютного союза. Им предстоит модифицировать компьютерные системы обработки данных и обслуживания клиентов, провести профессиональную переподготовку служащих, а к 2002 г. полностью заменить автоматы для выдачи наличных денег и проверки купюр. Им также придется какое- то время вести параллельные расчеты в двух валютах. По оценкам Банковской Федерации ЕС, на эти и другие подготовительные мероприятия в течение 1999- 2002 гг. должно быть затрачено 10- 12 млрд. экю, что равно примерно 2% годового объема банковских операций. Согласно подсчетам, процесс адаптации займет от трех месяцев у небольших торговых фирм до трех лет у крупных производственных компаний и повлечет дополнительные расходы от 100 тыс. до 3 млн. экю. Обязательная двойная индексация цен может обойтись предприятиям розничной торговли в 25 млрд. экю. Евро и Россия

В связи с вышеизложенным, актуален анализ последствий нового витка европейской интеграции для третьих стран, в частности, для России. На страны ЕС в 1997г., по данным Государственного таможенного комитета, приходилось около 33% российского экспорта и 37% российского импорта, доля стран ЕС во внешнеторговом обороте нашей страны составляла 34,5% ­то есть для России экономические связи с ЕС являются приоритетными.

Российские экспортеры и импортеры выиграют от перехода на евро уже вследствие того, что осуществление расчетов будет производиться на базе одной валюты. Эти преимущества особенно очевидны при реализации европейскими консорциумами крупных проектов в России. В результате то­го, что комплектующие будут поступать из разных стран ЕС, но из одного валютного пространства, упроститься калькуляция сделок, что позволит несколько удешевить поставки. Кроме того, предсказываемое после введе­ния евро обострение конкуренции между европейскими производителями то­варов и услуг может привести к снижению цен на импорт из ЕС.

Реферат опубликован: 3/10/2008