Проблемы европейской валютной интеграции

Страница: 16/17

Министерству экономики, Министерству торговли и Торгово-промышленной палате при содействии Банка России и Российской академии наук целесообразно было бы подготовить методические рекомендации для российских участников внешнеэкономической деятельности, изложив в них основы правового статуса евро, права и обязанности российских участников внешнеэкономических связей при переходе на евро, а также принципы перевода в евро долгосрочных контрактов (со сроком исполнения после 2002 г.).

Торгово-промышленной палате можно было бы рекомендовать провести консультации со своими партнерами из стран ЭВС о последствиях введения евро, обобщить полученные материалы и довести их содержание до своих коллективных членов. Следовало бы, в частности, заранее выяснить сроки и порядок перевода торговли в евро на западноевропейских товарных биржах и аукционах и информировать об этом российских поставщиков и покупателей соответствующих товаров.

Стимулировать введение в учебные планы государственных и частных высших учебных заведений, особенно готовящих кадры по экономическим специальностям, занятий по проблематике евро с тем, чтобы молодые специалисты быстрее овладевали навыками ведения операций в единой европейской валюте.

На государственном уровне обеспечить заблаговременное ознакомление юридических и физических лиц во всех без исключения регионах России, в том числе отдаленных и с разреженным населением, с порядком обмена наличных банкнот стран ЭВС в евро в 2002 г. Подобная мера позволит избежать паники и махинаций, нередко связанных с обменом наличных денег.

10. Введение евро затрагивает не только Россию, но и все другие государства СНГ. Хотя в силу объективных причин предпосылки для эффективной координации их валютной, в частности курсовой, политики в отношении евро еще не созрели, создание западноевропейского Экономического и валютного союза, исторический опыт валютной интеграции в рамках ЕС содержат ценные уроки для совместной разработки перспективных проблем экономической интеграции в "постсоветском" пространстве. В связи с этим представляется своевременным провести консультации центральных банков государств СНГ по принципиальным вопросам, связанным с появлением единой европейской валюты.

Приложение 2

Выполнение "пропускных критериев" для участия в "зоне евро" ее странами

Дефицит госбюджета (% ВВП)

Государственный долг (% ВВП)

Уровень инфляции %

Соблюдение пределов колебаний валютных курсов в ЕВС

Пропускной критерий

3,0

60,0

2,7

да

Австрия

2,5

66,1

1,1

да

Бельгия

2,1

122,2

1,4

да

Германия

2,7

61,3

1,4

да

Ирландия

-0,9

66,3

1,2

да

Испания

2,6

68,8

1,8

да

Италия

2,7

121,6

1,8

да

Люксембург

-1,7

6,7

1,4

да

Нидерланды

1,4

72,1

1,8

да

Португалия

2,5

62,0

1,8

да

Финляндия

0,9

55,8

1,3

да

Франция

3,0

58,0

1,2

да

Источник: ЕС. "Euro 1999". Brussels, 1998, p.16.

Реферат опубликован: 3/10/2008