Международный валютный фонд и Россия

Страница: 7/9

Впрочем, цель российской делегации скромнее: выбить хо­тя бы $2,5 млрд[18], которые в про­екте чрезвычайного бюджета на четвертый квартал текущего го­да предполагается направить на покрытие бюджетного дефици­та.

В этом смысле российская делегация не справилась с задачей.(Но первый шаг Задорнов с Геращенко уже сделали: им удалось получить заверения, что ника­кого свертывания отношений с Россией не будет.) Представленному министром финансов Михаи­лом Задорновым проекту чрезвычайного бюджета на последний квартал года не поверил никто. Не помогло даже то, что Задорнов привез два варианта бюджета[19]. Один предусматривал получение кредитов (в этом слу­чае дефицит бюджета за три месяца составлял 34,4 млрд рублей), второй — нет (дефицит — 103,3 млрд рублей). Собственные же доходы российского правительства, по расчетам правительства, едва превысят 70 млрд рублей.

Даже эта мизерная сумма показалась вашингтонским чиновникам взятой с потолка: ни с того, ни с сего прави­тельство решило, что сможет резко повысить собирае­мость налогов (чего не могло сделать даже в спокойные времена) и ввести новые налоги (против чего протесту­ют нефтяные компании). И МВФ ничего не оставалось, кроме как вежливо порекомендовать России продол­жить рыночные реформы: под такие нереальные планы деньги они давать не собираются. К тому же сам фонд переживает нелегкие времена: мало того, что у него почти не осталось свободных денег, так еще все веду­щие страны требуют немедленного и радикального ре­формирования МВФ. Азиат­ский кризис подорвал не только его кредитоспособность, но и ав­торитет. Лучшее тому подтверждение — отказ американского конгресса предоставить фонду очередной взнос США в размере $18 млрд. Конгрессмены мотиви­руют отказ неудовлетворитель­ной работой руководства фонда и нецелевым использованием средств американских налогоп­лательщиков. И призыв минис­тра финансов США Роберта Ру­бина о «смягчении условий пре­доставления помощи странам, объявившим дефолт» (имеется в виду прежде всего Россия), вряд ли что-нибудь изменит.[20]

Но и Россия оказалась в довольно непривычном по­ложении. Впервые за 7 лет экономических реформ ник­то на Западе не собирается давать ей советов, как имен­но изменять экономику. Отныне россий­ское правительство может делать все что угодно. Но страна должна стать богатой без всякой помощи извне. Только тогда в нее поверят и будут вкладывать деньги. В долг дают только тем, у кого и без того есть деньги.

IV. МВФ пророчит банкротство Банку России

В ходе рабочей поездки в Россию миссия МВФ оценила программу Примакова. Ниже приведены выдержки из служебной записки МВФ[21]:

«Целевые показатели ин­фляции в программе прави­тельства являются адекватны­ми, однако в плане не содер­жится четкого разъяснения мер, экономической политики, кото­рые требуются для достижения этих целевых показателей. В частности, неудача в решении проблемы дефицита бюджета в настоящий момент, а также по­пытка финансировать дефицит за счет печатания большого ко­личества денег неизбежно при­ведут к развитию инфляции быстрыми темпами и сделают необходимое ужесточение по­литики в следующем году еще более болезненным».

« .чрезвычайный план . является шагом назад в про­цессе продвижения к рыноч­ной экономике», « .существу­ющие трудности указывают на необходимость ускорить струк­турные реформы и решить проблему неплатежей в эконо­мике, . а не менять курс в этот критический момент».

«Что касается четвертого квартала 1998 года, то для предотвращения инфляцион­ного финансирования дефи­цит федерального бюджета не должен превышать 50 млрд рублей».

«Что касается доходной части бюджета, то правительство должно немедленно прекра­тить использование зачетов во всех их разнообразных видах, включая правительственную программу „целевого финанси­рования" . Эти схемы . резко уменьшают для налогоплатель­щиков стимулы для уплаты на­логов в денежной форме и пре­пятствуют эффективному управ­лению расходами».

« .снижение ставок налогов без одновременного совершен­ствования налоговой админис­трации, вероятнее всего, вызо­вет сокращение общего объема доходов, поступающих в феде­ральный бюджет».

«В плане чрезвычайных мер почти полностью отсутствуют меры по сокращению расхо­дов федерального бюджета — такие как уменьшение числа занятых в государственном сек­торе, реформирование сило­вых министерств и сокращение

их штатов, ликвидация прог­рамм, не являющихся первоо­чередными. В то же время во многих случаях предлагаемые правительством действия предполагают увеличение обя­зательств бюджета за счет гос­поддержки промышленности, программ общественных ра­бот, выплаты увеличенных со­циальных пособий».

Реферат опубликован: 22/03/2007