Международный валютный фонд и Россия

Страница: 5/9

Источник: Эксперт №35, 21 сентября 1998 г., стр. 25

2.2 Интеллектуальный кризис

Проблема нехватки ликвидности дей­ствительно мучает фонд как никогда. Однако абсолютизировать ее не стоит. Во-первых, потому, что МВФ все-таки периодически возвращают выданные кредиты. А во-вторых, помимо обраще­ния за помощью к своему главному «ак­ционеру» (конгресс США недавно отклонил просьбу МВФ о выделении дополнительно 18 млрд дол­ларов), фонд всегда может апеллировать к другим странам-членам. Кроме того, он может задействовать механизм эмис­сии специальных прав заимствова­ния (SDR), своего рода мировых денег. Несмотря на бюрократическую слож­ность подобной процедуры (для ее за­пуска требуется решение Совета управ­ляющих фонда и последующее одобре­ние тремя пятыми состава членов МВФ), сила нынешних финансовых потрясений заметно влияет на сговорчивость чинов­ников. Наконец, МВФ может быстро привлечь необходимые средства для бе­зотлагательных нужд в рамках так на­зываемого Генерального соглашения о заимствовании, базирующегося на эк­стренных кредитах стран «большой де­сятки»[14]. При работе с последним паке­том помощи России в июле 1998 года ис­пользовалась как раз такая схема.

Шум, который сейчас поднят вокруг МВФ, следует объяснить скорее не кри­зисом ликвидности, а кризисом доверия или интеллектуальным кризисом в самом фонде. Его програм­мы потерпели фиаско практически во всех странах, пострадавших от азиат­ского кризиса. Более того, своим вме­шательством МВФ часто скорее способ­ствовал дальнейшей дестабилизации.

Действительно, финансовые кризисы в разных частях планеты заметно учас­тились и стали куда масштабнее после того, как деятельность МВФ по поддер­жке пострадавших стран приобрела ре­гулярный характер.

Одна из возможных причин, помимо неадекватности антик­ризисных программ фонда, состоит в том, что инвесторы при работе на раз­вивающихся рынках стали принимать все более рискованные решения. Расту­щие надежды на помощь МВФ, которая позволит стране рассчитаться по дол­гам, снизили ответственность и внесли сильный дестабилизирующий фактор в мировую финансовую систему.

Естественно, с таким подходом кате­горически не согласны в самом фонде. Стенли Фишер заявил, что «междуна­родная финансовая система нуждается в функционировании МВФ» в будущем, так как возможные опасности будут требовать быстрой реакции в большей степени, чем сегодня. Впрочем, опера­тивности-то фонду как раз и не хвата­ет. Как правило, программы помощи МВФ запускались только тогда, когда валюты и рынки развивающихся стран уже обваливались.

России фонд также не смог предло­жить эффективную программу. И здесь бессмысленно все сваливать на сквер­ную исполнительность россиян — МВФ позволял обманывать себя с 1993 года. Фискальная система страны так и не была толком усовершенствована, госу­дарство так и не научилось жить по средствам. В конце концов, даже фор­мальных обязательств по бюджетному дефициту мы так ни разу за пять лет и не выполнили.

Получается, что МВФ все это время спокойно наблюдал за углублением долговой ямы, в которую сползала Рос­сия. А ведь можно было требовать вы­полнения обязательств и даже останав­ливать программу помощи при их невы­полнении.

Помощь России при построении либе­ральной экономики многие политики, и не в последнюю очередь функционеры МВФ, считали исторической миссией фонда. Ее полный провал скомпромети­ровал руководство организации и саму идею ее существования.

Впрочем, некоторые аналитики пола­гают, что атаки на МВФ имеют весьма отдаленное отношение к насущным проблемам мировых финансов и скорее являются отражением американских внутриполитических процессов. Сущес­твует большая опасность, что решение о необходимости существования такого рода организации будет принято не на основании реальной оценки ее необхо­димости, а исходя из расклада полити­ческих сил в Вашингтоне.

Несмотря на отказ увеличить амери­канские вложения в МВФ, конгресс одобрил ассигнования в размере 16,2 млрд долларов на программы инос­транной помощи в рамках двусторонних отношений. Во-первых, это достаточно точно отражает недовольство конгрес­сменов существованием международной бюрократической организации, которая тратит деньги американских налогопла­тельщиков, причем часто неэффективно и уж во всяком случае бесконтрольно. И, во-вторых, их стремление сосредото­чить всю полноту решений о финансо­вой поддержке иностранных государств в своих руках. А значит, сдвинуть ба­ланс влияния на американскую внеш­нюю политику в пользу законодатель­ной власти. Поэтому весьма вероятно, что решительно настроенные республи­канцы как минимум поведут борьбу за смещение нынешнего шефа МВФ Мише­ля Камдессю, что даст им контроль над кадрами организации, а как макси­мум — за упразднение МВФ вообще.

Реферат опубликован: 22/03/2007