Анализ хозяйственной деятельности коммерческого банка

Страница: 41/47

3. Маржинальный доход – разница между ценой реализации и удельными переменными затратами на единицу продукции.

Цель анализа:

1. Установить, при каком объеме производства расходы покрываются выручкой, т.е. точку безубыточности производства.

2. Установить, при каком объеме производства можно получить планируемую сумму прибыли.

3. Определить оптимальное соотношение факторов влияющих на размер прибыли.

Для наглядности воспользуемся графическим методом.

График №1.

Определение точки безубыточности производства.

З С

Объем производства

В Переменные затраты

К

З1 А Постоянные затраты

О U2 U1 U

Где: З – затраты; U – объем производства продукции; ОЗ1ВU1 – себестоимость продукции; ОСU1 – выручка от реализации; КВС – зона прибыли; ОЗ1К – зона убытков.

В точке К затраты на производство и сбыт продукции равны выручке от реализации, т.е. прибыль равна нулю.

Для того чтобы найти объем производства в точке К необходимо допустить, что

Зпост + Зпер = U2

Пв т. К = 0 Þ U2 – Зпост – Зпер = 0

Предположив, что объем производства (продаж) равен произведению объема производства в натуральном выражении на цену за единицу продукции, а переменные затраты равны себестоимости продукции (затраты удельные), получим

ОП х Ц – Зпост – ОП х Зпер. уд. = 0

Решив данное уравнение относительно ОП получим:

При этом (Ц – Зпер. уд.) – маржинальный доход.

Если планируется получить некоторую сумму прибыли, то вышеприведенную формулу необходимо преобразовать следующим образом:

Где П – это планируемая сумма прибыли.

Если рассмотреть последнее соотношение с точки зрения доходообразующих факторов (цены и переменных затрат), то видно, что объем производства в натуральном выражении зависит от их изменений.

Данной методикой можно воспользоваться, если предприятие производит один вид продукции, но на анализируемом предприятии таких видов 9. Поэтому необходимо модифицировать формулу, устанавливающую объем производства, следующим образом:

Где, Кn/n-1 – коэффициент соответствия, устанавливающий пропорцию, в которой физический объем продаж продукции n-го вида относится к физическому объему продаж продукции предыдущего вида (т.е. n-1 вида).

Поскольку в имеющемся годовом отчете частично отсутствует необходимая информация для такого детального анализа, то проведение последнего становится невозможным. Однако, исходя из данных формы 1-П следует, что на данном предприятии основной удельный вес в структуре производимой продукции занимает производство этилового спирта (1583,2 тыс. грн. в действующих оптовых ценах) и производство ректификатного спирта (1552,7 тыс. грн. в действующих оптовых ценах). Доля остальной выпускаемой продукции незначительна.

Реферат опубликован: 22/01/2008