Анализ рентабельности организаций

Страница: 12/15

Как показывают данные таблицы, рентабельность собственного капитала упала в отчетном периоде на 44,20%. Причем это изменение было вызвано под действием изменения ряда таких факторов, как изменение финансовой структуры капитала, коэффициента оборачиваемости активов, нормы эксплуатационной прибыльности, ставки налогообложения. Определим влияние изменения названных факторов на обобщающий показатель, применяя формулы (13), (14), (15), (16), (17):

влияние изменения финансовой структуры капитала:

руб., или 0,29%

влияние изменения оборачиваемости активов:

руб., или -28,96%

влияние изменения нормы эксплуатационной прибыли:

руб., или –15,01%

влияние изменения ставки налогообложения:

руб., или –0,48%

влияние изменения доли чистой прибыли в текущей прибыли:

руб., или 0,00%.

Данные расчеты позволяют сделать вывод о том, что лишь благодаря улучшению финансовой структуры на 0,42% доходность собственного капитала ОАО «ТЗМОИ» выросла (хотя и незначительно) и составила 29 коп. на один рубль вложенных средств в собственный капитал. Остальные факторы отрицательно повлияли на рентабельность собственного капитала, причем наибольшее влияние оказала оборачиваемость активов: замедление оборачиваемости на 44,27% (100%-55,73%) по сравнению с прошлым годом повлекло снижение доходности собственного капитала на 28,96%. Также необходимо отметить, что вследствие отсутствия за анализируемый период чрезвычайных расходов и доходов у предприятия, доля чистой прибыли предприятия в текущей прибыли не изменилась и не повлияла на рентабельность собственного капитала.

2.2. Анализ рентабельности продукции ОАО «ТЗМОИ».

Показатели рентабельности продукции характеризуют, насколько эффективно предприятие осуществляло свою основную деятельность по производству и реализации товаров, работ и услуг. Изучение основной деятельности ОАО «ТЗМОИ» начнем с расчета уровней рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятия. Используя формулу (20), получаем результаты за 2000 и 2001 соответственно:

или .

Полученные данные свидетельствуют о верности неравенства и говорят о том, что уровень рентабельности, рассчитанный на основе показателя прибыли от реализации, будет выше уровня рентабельности, рассчитанного с использованием налогооблагаемой прибыли, вследствие имевших место в анализируемом периоде процентов к получению, доходов от участия в других организациях, а также операционных и внереализационных доходов и расходов. В свою очередь, последний показатель также превысит уровень рентабельности, исчисленный исходя из чистой прибыли, т.к. разницу в числителях формулы составит налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи.

Для характеристики рентабельности реализованной продукции ОАО «ТЗМОИ» применим формулу (21), а расчет произведем в таблице.

Таблица 8.

Анализ рентабельности реализованной продукции ОАО «ТЗМОИ».

Показатели

За базисный период

По базису на фактически реализованную продукцию

Фактическая себестоимость при базисных ценах

За отчетный период

А

1

2

3

4

1.Выручка от реализации, тыс. руб.

962269

650004

650004

782605

2.Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

615259

415607,5

613366

613366

3. Прибыль от реализации, тыс. руб.

347010

234396,5

36638

169239

4.Рентабельность реализованной продукции, %

56,40

56,40

5,97

27,59

Реферат опубликован: 28/11/2006