Экономическая железнодорожного транспорта России

Страница: 12/14

Разрабатываются и вводятся новые тарифы на перевозки.

Второй этап (4-5 лет).

Отрабатываются все аспекты деятельности и взаимоотношений грузовых и пассажирских компаний с железными дорогами и пользователями услуг в новой структуре управления.

Завершается в основном передача объектов жилищно-коммунального хозяйства, акционирование и приватизация предприятий непрофильной сферы.

Проводится работа по выведению из состава железных дорог или закрытию убыточных малодеятельных линий или принимаются меры по изысканию источников для покрытия их убыточности.

Третий этап.

В зависимости от результатов реформы на первых этапах и наличия конкуренции на железнодорожном транспорте рассматривается вопрос разделения инфраструктуры железных дорог на ремонтный и эксплуатационный комплексы, возможности акционирования грузовых и пассажирских компаний.

При принятии решения об отнесении железнодорожного транспорта к иным формам собственности, помимо федеральной, будут подготовлены необходимые изменения в законодательстве Российской Федерации.

Роль железнодорожного транспорта в интеграционных процессах в XXI веке

В концептуальном плане цель развития транспортной отрасли в перспективе – создание единой транспортной системы (ЕТС). Этим понятием в экономике транспорта оп5рировали многие годы, однако, сама система до сих пор не создана. Она предполагает не только совокупность всех видов транспорта, но и наличие системного качества, которым не обладает отдельный вид транспорта.

ЕТС, охватывающая всю территорию страны, должна обеспе5чить коммуникационную жизнеспособность общества. Это достигается при максимальной пропускной способности сети и максимальной провозной способности всех транспортных средств Вклад каждого вида транспорта предполагает использование собственных ресурсов с учетом действий и интересов остальных участников перевозочного процесса. Для клиентуры же безразлично, каким способом и видом транспорта будет доставлен груз, главный критерий перевозки – срочность доставки груза, его сохранность, приемлемая цена перевозки.

ЕТС на основе принципа согласия всех сторон выстраивает транспортный процесс таким образом, чтобы ограничить стремление к монополизму и усилить стимулы к развитию конкурентоспособных видов транспорта. Развитие конкурентоспособности транспортных услуг предполагает пониженные тарифные ставки за счет совместных транспортных вариантов схем движения грузопотоков, высокого качества доставки, универсальности, дополнительных сервисных услуг.

Российский транспортный комплекс в силу географического положения России и сложившейся транспортной инфраструктуры обладает высоким потенциалом развития интеграционных процессов, в частности, между странами Европы и АТР.

Согласно исследованиям Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), основными центрами мировой торговли станут Западная Европа, США и Дальний Восток. Развитие пан европейской транспортной системы с созданием транспортных коридоров в страны Центральной и Восточной Европы, выгодное географическое положение России между Новым и Старым Светом, Азией и Ближним Востоком позволяют ей реализовать в максимальной степени свой транспортный интерес. Через территорию страны могут пройти три международных транспортных коридора, открывающих прямой выход к рынкам сбыта стран СНГ, к которым с заинтересованностью относятся в странах Европы и Ближнего Востока.

Основу сухопутной евроазиатской транспортной системы составляет железнодорожный транспорт, прежде всего Транссибирская магистраль, технические возможности которой позволяют пропускать до 100 млн. тонн грузов в год, в том числе 140 тыс. контейнеров международного транзита. между тем в настоящее время из 360 тыс. контейнеров в год, отправляемых Японией в Западную Европу, через Россию идут всего 8,3 тыс., т.е. магистраль загружена на 1/3.

доказательством экономической выгоды перевозок грузов по Транссибу является проведенный в апреле 1998 года рейс контейнерного поезда по маршруту: порт Восточный – Брест. Контейнерный поезд выполнил рейс за 8,5 суток, что в 4 раза быстрее, чем перевозка контейнеров в Европу морем. С 1997 года введены высокоскоростные контейнерные поезда: Находка – российско-финская граница (среднее время движения – 11 суток), Находка – Брест (12 суток). В результате объем международного контейнерного транзита за 1997 год увеличился на 15%. Этот рынок транспортных услуг составляет 2 млрд. долларов в год.

Реферат опубликован: 3/02/2010