Экономическая железнодорожного транспорта России

Страница: 11/14

Кроме того, при проведении структурной реформы федерального железнодорожного транспорта должны учитываться следующие условия:

поддержание управляемости железнодорожного транспорта;

обеспечение бесперебойности и сохранения условий работы железнодорожного транспорта, а также безопасности перевозочного процесса;

обеспечение целостности экономического пространства, недопущение транспортного разобщения регионов страны и ухудшения транспортного сообщения с другими странами;

необходимость выполнения перевозок для государственных нужд, в том числе для обеспече7ния обороноспособности и национальной безопасности государства;

самофинансирование предприятий железнодорожного транспорта, то есть уровень тарифов должен обеспечивать полное возмещение экономически обоснованных затрат и расширенное воспроизводство.

Часть видов деятельности, осуществляемая в системе железнодорожного транспорта, является монопольной. Причем по причинам технологического характера этот монополизм не может быть преодолен традиционными рыночными методами. Это делает необходимым выделение на железнодорожном транспорте производственно-технологического сектора, являющегося естественной монополией и в связи с этим нуждающегося в особом регулировании со стороны государства.

К монопольному производственно-технологическому сектору на железнодорожном транспорте относятся:

-инфраструктура железнодорожного транспорта;

-услуги, оказываемые предприятиями и организациями инфраструктуры железнодорожного транспорта;

-технические и информационные системы, обеспечивающие управление движением поездов и формирование заказов на пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта;

-централизованно регулируемая система разработки графика движения и расписания, а также технология обслуживания пассажирских поездов в пути следования.

К конкурентному сектору на железнодорожном транспорте относятся:

-доставка грузов и пассажиров;

-услуги, оказываемые грузовыми и пассажирскими компаниями, а также весь комплекс транспортно-экспедиционных услуг.

Реформирование структуры железнодорожного транспорта в стратегическом плане должно происходить на базе организационного разграничения монопольного и конкурентного секторов с перспективой отказа от осуществления естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности одними и теми же хозяйствующими субъектами. Однако в среднесрочной перспективе при осуществлении реформирования железнодорожного транспорта следует воздержаться от механического разграничения этих двух секторов и допустить возможность сохранения у одних и тех же организаций обоих видов деятельности исходя из практической целесообразности.

Реформирование структуры железнодорожного транспорта осуществляется поэтапно.

Первый этап реформы 1998-1999 годы.

В этот период осуществляется научно-методическая подготовка реформирования федерального железнодорожного транспорта, в основном разрабатывается нормативно-правовая база, необходимая для проведения структурной реформы, создаются компании по перевозке пассажиров в дальнем и пригородном сообщении, и начинается формирование грузовых компаний. При этом будут приниматься меры по финансовой поддержке социально значимых перевозок, работ и услуг за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской федерации, прекращению субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых.

Разрабатываются научно обоснованные рекомендации, и подготавливается необходимая документация по количеству и условиям создания компаний, финансово-хозяйственному регулированию их деятельности, условиям и порядку взаимодействия с железными дорогами, обеспечению ими требований безопасности движения поездов, конкретизации ответственности перед пассажиром и грузоотправителем за обеспечение потребности в перевозках.

Продолжится вывод из структуры федерального железнодорожного транспорта и передача в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального хозяйства, акционирование и приватизация общестроительных организаций, заводов, предприятий торговли и общественного питания, других предприятий и объектов непрофильной сферы, не связанных с работой железнодорожного транспорта.

Создаются условия для обеспечения прозрачности финансовых потоков на железнодорожном транспорте.

Реферат опубликован: 3/02/2010