Франция с множеством лиц

Страница: 9/10

Люди, населяющие Корсику, занимаются, в основном, разведением коз и овец, примитивным земледелием и рыболовством, выращивают виноград, цитрусовые. Лучшие земли проданы богатым предпринимателям из Алжира, им правительство предоставило щедрые компенсации за потери поместий в бывшей колонии.

Корсика была политически объединена с Францией в 1811 году. Корсиканцы – один из немногих народов Европы, у которого этические понятия и моральные нормы родового строя сохраняли свою силу до начала 20 века и частично проявляются в наши дни. Еще сравнительно недавно жертвами «вендетты» – кровной мести за убитых или оскорбленных родственников – были сотни корсиканцев. Черное платье и черный платок корсиканских женщин – знак траура – стали традиционным женским костюмом на Корсике. Над трупом исполняются песни-плачи, вочери, содержащие призыв к отмщению, – характерный жанр корсиканского фольклора.

Угроза преждевременной смерти, витавшая над каждым домом, побуждала корсиканцев заранее заботиться о погребении. Сооружение семейного склепа (покойников здесь не закапывают) – одна из первых забот вновь создаваемой семьи. Католики, корсиканцы религиозны, и соблюдение религиозных обрядов по случаю календарных церковных праздников, паломничества к часовням святых – характерная часть их быта.

Народное творчество корсиканцев не получило условий для развития, хотя талант этого народа очевиден: наиболее ярко он проявляется в искусстве импровизации стихов - любое празднество корсиканцы сопровождают поэтическими состязаниями.

До сих пор важную роль в жизни корсиканцев играли общинные традиции, и французская администрация опирается на них при управлении Корсикой. В основном, это нормы общинного права, предписывающие почтительное отношение к главе, старейшине, общины, обязательное подчинение его воле части населения. Большая часть выборных должностей Корсики – в руках ставленников кланов, за которых голосуют приверженцы традиций, даже не зная иногда политических взглядов кандидатов. Корсиканцы, освобожденные от тиранической власти обычая, голосуют за коммунистов, с которыми они связывают надежды на экономическое и культурное развитие своего края.

ФРАНЦИЯ С МНОЖЕСТВОМ ЛИЦ

Франция… Кажется, что эта страна стала настолько близка нам, что наши предки и мы смогли привыкнуть к ней, полюбить, узнать ее казалось бы так близко, как будто там родились. Ведь время семнадцатого-девятнадцатого веков с его французскими салонами в Санкт-Петербурге и Москве, когда любой уважающий себя светский человек владел французским языком и мог свободно общаться на нем, хотя и кануло в небытие, но все же не исчезло бесследно. Герои книг, повествующих нам о том времени, и побывали во Франции не раз, и прочитали французских философов в оригинале, но, возможно, и даже скорее всего, не знали об этой многоликости Франции, об этой ее пестрой неповторимости потому, наверное, что она в ту эпоху еще не до конца сложилась и утвердилась. Если только в 1811 году Корсика официально вошла в состав Французской Республики, если только в 1648 году Эльзас окончательно присоединился к Франции (но процесс «переплетения» немецких и французских культурных традиций и обычаев происходил и после этого на протяжении долгого времени), то естественно было бы предположить, что такой Франция стала совсем недавно, возможно, всего лишь чуть более полувека она – необычная страна, сочетающая в себе особенности различных народов, своеобразных культур, этнических неоднородностей, народных (и почти в каждом регионе таких разных!) песен и танцев, национальной одежды, архитектурных особенностей разных народов и особенностей национальной кухни. Да и эти полвека сделали свое дело: процесс формирования «французской нации» продолжается. Ежегодно в страну приезжают тысячи, сотни тысяч иностранцев: алжирцев, испанцев, японцев, югославов, поляков, русских – они начинают работать, устраивать свою жизнь и тем самым вливаются во «французскую нацию». Каждый из этих народов привносит в нее какую-то частичку своей национальной культуры, фольклора, и таким образом формируется особый состав населения, который, конечно, уже нельзя назвать чисто французским, но можно назвать французским вообще, подразумевая под этим словом все то, что Франция вобрала в себя, поглотила и сохранила, – возможно и наверняка, все лучшее, что есть в Европе и обеих Америках.

Реферат опубликован: 29/08/2006