Россия

Страница: 16/18

Наиболее угрожающей тенденцией политической жизни является нарастающее разочарование народа в идеалах либерализма, на смену которым приходит идея авторитарного государства, базирующегося на национальной идее. Успех Жириновского на декабрьских выборах 1993 года не позволяет легкомысленно относиться к опасности фашизма, а когда сами фашисты открыто обещают после прихода к власти расстреливать демократов, становится просто страшно. Довольно сильна ностальгия по советским временам, и опросы общественного мнения свидетельствуют об этом /10, c.3/.

Однако, явное неприятие обществом чеченской войны, пусть даже и служащей интересам целостности России, прозволяют надеяться на то, что любители теплых океанов, показавшие себя во всей красе, не получат сколько-нибудь заметной поддержки избирателей. Что же касается коммунистов, то у них тоже вряд ли есть будущее: слишком явно выказали они свою сущность за 73 года правления. Народ их не поддержал ни в октябре 93-го, ни на декабрьских выборах.

Важной социальной и политической проблемой является преступность, и особенно организованная преступность, размах которой увеличивается с каждым годом. Тут сыграли свою роль и несовершенство законодательной системы, и недостаток ассигнований, не позволяющий милиции вести равную борьбу с преступным миром, и отсутствие опыта борьбы с подобными явлениями, и слабая правовая культура, ставшая причиной огромного размаха коррупции, и огромные природные ресурсы, породившие нелегальную торговлю металлом, радиоактивными материалами и нефтью, и даже географическое положение России, делающее ее удобным транзитным пунктом при переброске оружия с запада на восток и наркотиков - с востока на запад.

Социологические опросы показывают, что рост преступности стабильно занимает второе место (после экономической неустроенности) среди наиболее актуальных для россиян проблем /11, c.3/. К сожалению, эта проблема используется (и весьма активно) противниками реформ, обещающими в случае своего прихода к власти жесткой рукой навести порядок. Однако, прошлогодний весьма жесткий указ президента "О борьбе с организованной преступностью", вызвавший множество нареканий в демократическом лагере, дал правоохранительным органам значительные права.

10.3. МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ. Если еще 10 лет назад СССР был лидером таких крупных международных организаций как Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), объединявший государства социалистического блока, Варшавский договор (военный альянс соцстран), да и сам Советский Союз, где ведущую роль играла Россия, являл собой пример теснейшей интеграции, то сейчас положение коренным образом изменилось. Две первые интеграции основывались только на идеологическом единстве, и после падения коммунистической идеологии связывающая их основа была разрушена. Распад СССР также был неизбежен: слишком разные культуры пытались объединить в рамках унитарного государства, слишком разные цели ставили перед собой входивщие в него республики, да и центральная власть подавлением национального самосознания на протяжении многих десятилетий утратила всякое доверие (ввод войск в Литву в январе 1991 года показал, что в этой сфере за годы перестройки по существу ничего не изменилось).

Однако, в настоящее время Россия пытается собрать вокруг себя если и не все, то по крайней мере большую часть республик бывшего СССР, построив объединение на основе взаимной выгоды. Содружество Независимых Государств (СНГ) в момент его создания (1991) воспринималось почти всеми как недееспособная организация, однако прошло 3 года, а СНГ не только не распалось, наоборот - звучат призывы сделать интеграцию более тесной. В рамках СНГ происходит сотрудничество по политическим, экономиеским, оборонным вопросам. Причем если для большинства республик экономическая сторона сотрудничества (в частности, отсутствие таможенных пошлин, получение энергоносителей по льготным ценам и т.д.) является наиболее важной, то для России СНГ имеет скорее политическое значение, позволяя сохранить историческую преемственность и лидерство на значительной части Евразии.

Что же касается европейской интеграции, то тут дело сложнее. Россия по существу отказалась от военного сотрудничества с НАТО в рамках "Партнерства воимя мира", считая, что в этом партнерстве ей предлагается второстепенная роль. Политическая интеграция в Совет Европы поставлена под угрозу из-за военных действий в Чечне, а экономическая интеграция (ЕЭС)-дело очень далекого будущего: по отношению к иностранным импортерам Россия проводит очень жескую тарифную политику, стараясь защитить собственного производителя, а европейские страны, считая цены на российские товары демпинговыми, стремятся в свою очередь поставить заслон на пути российского экспорта.

Реферат опубликован: 28/10/2007