Россия

Страница: 10/18

Однако, не смотря на астрономические суммы дотаций, объем нефтедобычи за последний год сократился на 10%, а добычи угля - на 11% /5, c.11/, что связано с многомиллиардными задолженностями потребителей, гиперинфляцией, падением спроса на мировом рынке. Это привело к значительному росту социальной напряженности: шахтеры, по несколько месяцев не получающие зарплату, становятся все более и более опасной для властей силой.

Однако, если с экономической точки зрения уменьшение добычи нефти, газа и угля несет безусловный вред, то для экологии ситуация совершенно иная: все эти ресурсы относятся к невозобновляемым, и увеличивая их потребление, страна проедает капитал будущих поколений. Добыча энергоресурсов, и особенно экстенсивная их добыча, приводит к изменениям и террасферы, и атмосферы (особый вред ей наносит сжигание попутного газа), и биосферы (нефтяные загрязнения убивают все живое). Если разумный баланс между экологией и экономикой не будет найден, последствия могут быть фатальными.

Среди традиционных для России обрабатывающих отраслей хотелось бы выделить такие, как металлургия, машиеностроение, химическая и нефтехимическая, легкая промышленность.

Центры металлургии расположены, как правило, в непосредственной близости от месторождений руды или источников дешевой энергии. Эта отрасль начала свою историю в 60-х годах XIX века во время промышленного переворота, и с тех пор ее роль в экономике страны вплоть до последнего времени постоянно возрастала. Центрами черной металлургии являются Северо-западный, Центральный, Центрально-Черноземный районы, Западная Сибирь. Цветная металлургия развита на Урале, в Восточной Сибири, на Кольском полуострове /3, c.304/.

Однако, в настоящее время отрасль переживает отнюдь не лучшие свои времена: сокращение производства в машиностроении заметно понизило спрос на сталь, неплатежеспособность покупателей приводит к серьезным финансовым проблемам, постоянно растущие железнодорожные тарифы и цены на энергоносители приводят к повышению цен и снижению конкурентоспособности российской стали, заставляя уменьшать ее производство.

Не смотря на то, что на мировом рынке цветные металлы имеют и большой спрос, и высокую цену, в результате общего экономического кризиса объем производства в цветной металлургии за последние годы также сократился.

Думаю, не стоит долго рассуждать о влиянии географической среды на производство металлов (оно очевидно), но об обратном воздействии, и особенно о влиянии на террасферу и атмосферу, хотелось бы сказать особо. Так, с производством черных и цветных металлов связано такое угрожающее явление как истощение рудных запасов. Один лишь только пример: Урал, славившийся прежде своими богатыми залежами вынужден ныне завозить руду из других регионов страны /8, c.62/.

Сооружение шахт приводит к коренному изменению экосистемы, выводя из хозяйственного использования значительные участки земли. Металлургия связана с огромными атмосферными выбросами, а в России из-за несовершенства технологии эта проблема стоит особенно остро. В некоторых промышленных районах экологическая ситуация принимает угрожающий характер, вызывая рост многих опасных заболеваний и на несколько лет сокращая продолжительность жизни по сравнению со средней по стране.

Металлургическое производство тесно связано с развитием машиностроения. До начала нынешнего кризиса в стране производилось порядка 100 тыс. наименований машин и оборудования. Тяжелое машиностроение, ориентированное на источники дешевого сырья, наиболее распространено в таких районах как Урал и Кузбасс /3, c.311/. Раньше развитию этой отрасли отдавалось приоритетное значение, однако в последние годы резкое повышение затрат, значительно понизившее конкурентоспособность российских машин, потеря многих рынков в бывших союзных республиках и соцстранах, разрыв хозяйственных связей, резкое сокращение финансовых возможностей предприятий (гиперинфляция 1992 года почти ничего не оставила от амортизационных средств) привели к обвальному падению производства.

Энергетическое и сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение, приборостроение и автомобилестроение больше связаны не с природной а с социальной сферой в географии, а именно - с наличием квалифицированной рабочей силы и близостью научных центров. Такими регионами являются Центральный, Северо-Западный, Поволжский районы. Крупнейше центры точного машиностроения - Москва и Санкт-Петербург /4, c.190/.

Однако, экономический кризис болезненно сказался и в этой отрасли: наряду с традиционными проблемами всей промышленности (разрыв хозяйственных связей, отсутствие средств у потенциальных клиентов, рост издержек) здесь, как нигде в другой сфере, сыграла свою роль конкуренция: транспортные средства, проектировавшиеся в рассчете на дешевое топливо, после резкого удорожания нефтепродуктов стали крайне неэффективными, электроника и бытовые приборы всегда уступали мировым стандартам, а либерализация внешней торговли сделала импортные товары гораздо более доступными для потребителя, чем раньше.

Реферат опубликован: 28/10/2007