Рекреационный комплекс Украины

Страница: 4/15

Главной задачей при разработке отечественного законодательства в области развития туристическо-рекреационной индустрии являлось создание благоприятных условий именно для развития въездного («иностранный» в Законе) и внутреннего туризма. Нетрудно объяснить, почему. Именно въездной туризм является экспортной деятельностью, то есть приносит в страну валюту. Внутренний же туризм своей целью ставит рациональное использование свободного времени украинских граждан, их оздоровление, что в свою очередь, способствует повышению производительности их труда.

Из законодательства можно увидеть, какие конкретные меры по стимулированию въездного туризма были предприняты украинской властью. Так, например, в письме ГНАУ от 14.05.98 про обложение налогом на добавленную стоимость туристических услуг указано, что туристические услуги считаются экспортированными, если их продажа осуществляется за пределами Украины непосредственно субъектом туристической деятельности (агентом) через представительство в иностранном государстве и/или через нерезидента, а их предоставление осуществляется на территории Украины.

Согласно Закону Украины от 03.04.97 “Про налог на добавленную стоимость” установлен следующий порядок начисления налога на добавленную стоимость этих категорий (видов) туристических услуг:

Согласно пункта 6.2.2 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» по нулевой ставке облагаются операции по предоставлению туристических услуг на территории Украины в случае их продажи за пределами Украины непосредственно или при посредничестве нерезидентов с использованием безналичных расчетов.

Таким образом, при условии проведения безналичной формы расчетов с субъектом туристической деятельности и только в случае продажи за пределами Украины непосредственно субъектом либо при посредничестве нерезидентов, стоимость туристических услуг на территории Украины облагается налогом по нулевой ставке, поскольку такие операции являются экспортными.

Этим достигается двойная выгода. Во-первых, стимулируется развития въездного туризма в Украину, что, как было упомянуто во введении, развивает «скрытый экспорт» украинских товаров и услуг. Во-вторых, 50% валюты, полученной по безналичным расчетам, подлежит обязательной продаже, что также, при большом масштабе предоставляемых туристических услуг, является значительным притоком валютных средств в страну.

Однако, еще одним важным примером действий государства по увеличению притока туристов и снижения налогов и сборов с предприятий туристической индустрии является Указ Президента Украины «Про меры относительно развития санаторно-курортной деятельности в Автономной республике Крым» в котором устанавливается, что на период до 1 января 2005 года освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость операции по продаже (включая продажу нерезидентам) путевок на санаторно-курортное лечение и отдых в санаторно-курортных учреждениях, расположенных в Автономной Республике Крым.

Одной из проблем, существующих в настоящее время в области туристического законодательства является отсутствие взаимосвязи между нормами, регулирующими экономическую деятельность субъектов туристической индустрии и экологическим законодательством в Украине. Таким образом, сложилась ситуация, в которой законодательство в области экоменеджмента существует (см. табл. 1), но его значение в туристическо-рекреационной индустрии теряется.

Так, в Постановлении Совета УС №1836/93 отмечается, что цель и принципы экологической политики в ЕС состоят, в частности, в предотвращении, уменьшении и максимальной ликвидации загрязнения, особенно в очагах его образования, на основании принципа «виновник загрязнения расплачивается», в обеспечении эффективного управления ресурсами и в использовании экологически чистой технологии, способствуя тем самовоспроизводящему развитию общества.

Реферат опубликован: 21/09/2009