Народное хозяйство Украины

Страница: 3/43

Опыт мануфактурной организации сукноделия имел огромное значение в ходе подготовки материального производства к промышленной революции. Но в 18 веке мануфактурная система в наиболее развитых отраслях английской промышленности зашла в тупик. Сказывалось несоответствие между капиталистической природой мануфактуры, стремящейся к расширению производства, и ее узким техническим базисом. Хотя мануфактура и обеспечила расчленение производства на отдельные операции, но ручная техника изжила себя. Требовалась новая техническая база.

К середине 18 века хлопчатобумажная промышленность начала испытывать настоящий “прядильный голод”. Ручное прядение начало отставать от ткачества, где применялся “летающий челнок”, изобретенный в 1733 году Джоном Кейем. Понадобилось резко увеличить выпуск пряжи. И в 1733 году ткачом Дж.Харгривсом была изобретена механическая прялка “Дженни”, на которой можно было работать сразу 16-18 веретенами. В 1772 году механик К.Вуд значительно улучшил прялку “Дженни”, а в 1783 С.Кромптон создал “июль- машину”, которая давала пряжу достаточно тонкую и прочную. Эта машина стала технической основой механизированного хлопкопрядения. Однако в начале 80-х гг. 18 века стало отставать ткачество. “Ткацкий голод” тормозил рост прибылей английских фабрикантов. В 1785 году Э.Картрайт изобрел механический ткацкий станок, заменивший до 40 ткачей. Широкое применение этот станок нашел в 20-х годах 19 столетия. Одно из важнейших для производства изобретений было сделано Джеймсом Уаттом в 1782 году. Им был создан первый паровой двигатель и вскоре была сконструирована паровая прядильная фабрика.

Вслед за хлопчатобумажной промышленностью в 60-80-х годах 18 века появились машины в шерстяном, сукнодельном, бумажном, полиграфическом производствах, а также в пищевой промышленности (в сельском хозяйстве). Нужно отметить, что именно в отраслях легкой и пищевой промышленности были созданы технические и организационные предпосылки (углубление специализации и кооперирования) к развитию промышленного переворота. Проведение индустриализации изначально в отраслях легкой и пищевой промышленности связано с тем, что продукция этих отраслей непосредственно работает на удовлетворение прямых потребностей людей в повседневной жизни; продукция этих отраслей имеет высокую степень оборачиваемости; для создания предприятий этих отраслей не требуется значительного первоначального капитала. Это повлекло за собой быстрый рост производства.

Но технический рост одних отраслей служит стимулом к развитию других. Так, например, быстрый рост текстильного производства требовал радикального изменения технологического процесса. Для отбеливания тканей требовалось большое количество сыворотки, которой не хватало. На помощь пришла такая новая отрасль, как химическая промышленность. Для отбелки стали применять слабый раствор серной кислоты. А в 1785 году было открыто отбеливающее свойство хлора. В результате процедура отбелки упростилась и удешевилась. По этому поводу К.Маркс замечал: “Переворот в способе производства, свершившийся в одной сфере промышленности, обуславливает переворот в других сферах”.

Осуществление индустриализации в отраслях легкой и пищевой промышленности позволило в достаточно короткие сроки накопить значительные капиталы и привлечь их в отрасли тяжелой индустрии, которая в результате промышленного переворота начинает развиваться в Англии быстрыми темпами. Техническая революция происходила в металлургии, в транспорте, в добывающей промышленности, а главное зародилась и начала развиваться такая отрасль народного хозяйства, как машиностроение.

Промышленный переворот привел к тому, что технические изобретения внедрялись в производство. Возникла фабричная форма производства. Однако все это складывалось постепенно. Поскольку промышленный переворот начался именно в хлопчатобумажной отрасли, то первые фабрики возникли именно в этой отрасли. В 1787 году Картрайт построил фабрику, оснащенную прядильными машинами. В 1789 году он перенес свою фабрику в Кромфорд и стал расширять производство. В 1789 году на фабрике Картрайта было 300 рабочих и несколько тысяч веретен.

Реферат опубликован: 15/01/2010