Машиностроительный комплекс России

Страница: 4/7

Преимущественно вне металлургических баз размещается производс­тво тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования. Их выпускают небольшими сериями и нередко по индивидуальным заказам для отечест­венных и зарубежных заводов. Предприятия этой отрасли разместились в Западно-Сибирском (Новосибирск), Центральном (Коломна, Иваново), Центрально-Черноземном (Воронеж), Повожском (Екатеринбург) и т.д.

Производство горно-шахтного оборудования сложилось в главных угольных районах страны ( Западно-Сибирский - Прокопьевск; Уральский

- Свердловск, Копейск; Восточно-Сибирский - Черемхово). Нередко та­кое размещение предприятий по изготовлению горно-шахтного оборудова­ния связано с учетом местных особенностей добычи угля, руды и других полезных ископаемых.

Вне металлургических баз размещается и большинство предприятий судостроительной промышленности, несмотря на потребление ими большо­го количества неудобных для транспортировки профилей металла. Су­достроительные заводы специализируются на выпуске судов определенно­го назначения, с разными типами судовых двигателей. Сложность современных судов обусловливает установку на них разнообразного ти­пового и специального оборудования. Поэтому в судостроении исключи­тельно сильно развиты кооперированные связи с многочисленными предп­риятиями-смежниками, поставляющими не только оборудование, но и нередко целые агрегаты и секции судов. Строительство судов начинает­ся на суше, а достраиваются они на плаву. Поэтому многие морские верфи размещены в укрытых устьях крупных рек (Нева, Амур), или защи­щенных от моря гаванях.

Крупнейший район морского содостроения сложился на Балтийском море, где находится важнейший его центр - Санкт-Петербург с рядом заводов со специализацией на сооружении линейных пассажирских, гру­зо-пассажирских, наливных судов, ледоколов-атомоходов, речных су­дов. Имеются судостроительные заводы в Выборге, в Калининграде.

Речное содостроение представлено многочисленными верфями на важ­нейших речных магистралях: на Волге, Оби, Енисее, Амуре. Создание глубоководных фарватеров на реках, сооружение каналов, соединивших важнейшие речные артерии между собой, позволило перейти к строитель­ству судов типа "река-море" не только в нижних течениях рек, но и в средних и верхних. На этих речных верфях строятся также суда озерно­го типа и небольшие суда морского типа. Выгодное географическое по­ложение таких речных верфей относительно предприятий-смежников в центральных районах делает сооружение судов на них весьма эффектив­ным.

Железнодорожное машиностроение - одна из старейших отраслей ма­шиностроения, сравнительно сильно развитая дореволюционной России и реконструированная в 60 -х годах. Технический процесс на транспорте в послевоенные годы привел к изменению видов тяги: замене малоэконо­мичных паровозов более эффективными и мощными электровозами и тепло­возами, повышению грузоподъемности вагонов, созданию новых типов ва­гонов для перевозки специализированных, наливных, насыпных грузов. Техническое перевооружение железнодорожного транспорта сказалось и на размещении предприятий по производству локомотивов и вагонов.

Современные тепловозы, электровозы, пассажирские и специальные грузовые вагоны не только являются материалоемкой продукцией, ис­пользующей разнообразные конструкционные материалы - черные и цвет­ные металлы, пластмассы, древесину, стекло, но и оснащены сложным оборудованием - мощными дизелями, электромоторами, холодильными ус­тановками, установками для обогрева специальных цистерн, пневмати­ческими установками для разгрузки сыпучих материалов. Поэтому произ­водство локомотивов и вагонов, возникнув у металлургических баз и в важных центрах первых железнодорожных магистралей, все еще сохраняет главные черты своего первоначального размещения.

Резко возросла концентрация производства локомотивов в Централь­ном районе (в г.Коломна, Брянск, Калуга);в городе Санкт-Петербург. Маневровые и промышленные тепловозы для широкой и узкой колеи пос­тавляют преимущественно предприятия Центального района (Муром, Люди­ново, Брянск).

Общее машиностроение.

Эта группа машиностроительных отраслей характеризуется средними нормами потребления металла, энергии, не высокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудо­вание для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строи­тельной промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные машины. Преобладают специализированные предприятия, связанные с изго­товлением заготовок и сборкой конструкций, агрегатов и деталей, пос­тавляемых в порядке кооперации. Ряд предприятий, выпускающих обору­дование для отраслей промышленности с химической технологией, нужда­ется в специальных видах сталей, цветных металлов и пластмасс. Предприятия общего машиностроения - одни из самых многочисленных в отрасли и размещаются во вмногих районах страны.

Реферат опубликован: 8/03/2007