Машиностроительный комплекс России

Страница: 2/7

Развитие всех видов специализации в машиностроении обусловило исключительно широкое кооперирование как между его предприятиями, так и с заводами других отраслей, поставляющих конструкционные мате­риалы, изделия из пластмасс, стекла и т.д. При этом они специализи­руются на выпуске не только массовой продукции (например,автомашины, радиоприемники и другая бытовая техника), но и мелкосерийной и даже

индивидуальной (выпуск крупнейшей турбины в 1200 тыс. кВт в

Санкт-Петербурге).

Размещение машиностроения определяется в значительной степени трудоемкостью изделий, уровнем квалификации используемого труда, а также особенностями специализации и кооперированных связей предприя­тий. Уровень металлоемкости сам по себе не является определяющим фактором размещения машиностроения. Многие виды продукции машиност­роения, отличающиеся высокой металлоемкостью, являются одновременно и трудоемкими (например, при одинаковом удельном расходе материалов на 1 т. готовой продукции трудоемкость изготовления легковых автома­шин "Волга" и Москвич" в 15-20 раз выше, чем четырехосной цистерны для перевозки нефтепродуктов). Массовый и крупносерийный выпуск

готовой продукции настолько сильно снижает затраты на ее изготовле­ние, что это оправдывает возникающие в ходе кооперированных связей или поставок продукции потребителям дальние перевозки. Глубокая спе­циализация заводов заставляет прибегать, казалось бы, и к явно невы­годным перевозкам. Существования такого рода перевозок неизбежно в

условиях современной организации машиностроительного производства. Выпуск же малосерийной или индивидуальной продукции эпизодичен и не

может определять размещение предприятий по ее изготовлению в зави­симости от металлургических баз и потребителей.

Создание комплексов взаимосвязанных производств в машиностроении по отдельным районам страны затруднено в силу весьма дробной специа­лизации отрасли и ее предприятий. Волжский автозавод имеет, напри­мер, более 300 смежников, которые поставляют ему свыше 1000 комплек­тующих изделий и 500 наименований материалов. На их долю приходится более 55 % себестоимости производства автомашин. Создание всех предприятий-смежников в районе расположения головного предприя­тия-потребителя при небольшом разнообразии поставляемых изделий и материалов оказывается невозможным.

Выпуск же конечных видов продукции машиностроения, идущих в дру­гие отрасли самого машиностроения или народного хозяйства, предназ­начен для удолетворения всего народного хозяйства, быта и экспорта. Потребители этих видов продукции размещаются во всех районах страны и за ее пределами. Поэтому в подавляющем большинстве случаев разме­щение предприятий машиностроения не может ориентироваться на фактор потребления его продукции.

Только отдельные виды продукции, предназначенные для использова­ния в специфических природных условиях или для определенных гор­но-геологических условий, выпускаются в районах их потребления (чаще всего сельскохозяйственные машины, машины и механизмы для лесной промышленности, горное оборудование).

Отмеченные особенности размещения машиностроения обусловливает большую роль и значение транспортного фактора в осуществлении коопе­рированных поставок и обеспечении потребителей готовой продукцией. Ритмичность работы конвейеров и поточных линий машиностроительных заводов зависит от четкой работы как предприятий-смежников, так и транспорта. Развитая транспортная сеть, возможность использовать разные виды транспорта между кооперируемыми предприятиями повышает надежность внутри- и межрайоных связей. В результате резкого удешев­ления транспортировки продукции на всех видах транспорта близость поставщиков продукции в настоящее время играет гораздо меньшую роль, чем в прошлом.

В условиях развитой специализации машиностроительных заводов на выпуске определенных видов продукции все большее значение приобрета­ет унификация производства отдельных видов машин, оборудования, де­талей и инструментов, выпускаемых на разных, но родственных предпри­ятиях отрасли. Этот процесс также оказывает сильное воздействие на размещение машиностроения. Унифицированные изделия позволяют обеспе­чивать более широкий круг потребителей каждому предприятию, тем са­мым укрепляя и развивая внутрирайонные связи, способствуя зонирова­нию сбыта продукции родственных предприятий.

Машиностроительный комплекс ежегодно призводит 30 тыс. видов различных машин и 130 тыс. деталей. Его продукция нужна практически повсюду, т.е. для машиностроения характерно повсеместность потребле­ния. Поэтому машиностроение развито во всех экономических районах России, хотя его роль в хозяйстве районов не одинакова.

Реферат опубликован: 8/03/2007