Малые народы России

Страница: 19/21

В шаманстве присутствовали многие элементы, широко известные у ульчей и нанайцев, а в костюме и аксессуарах шамана особенно много аналогий с ульчами.

После русско-японской войны 1904-1905 гг. южная часть Сахалина почти на полвека отошла к Японии, в связи с чем южные ороки подверглись сильной японизации.

Среди жанров фольклора выделяются следующие: космогонические мифы (нинма(н) о происхождении Вселенной, Земли, людей, о культурном герое Хадау; тотемические – о происхождении орокских родов от животных (медведя, нерпы и пр.); а также героический эпос (нинма(н)) о богатырях с оленьим копытом, о небесных женщинах-богатыршах; бытовые, волшебные, детские сказки (нинма(н)) о животных (хитрой лисе-обманщице, жадной злой вороне, о красных волках); сказки с заимствованным сюжетом (сахури); устные рассказы (турпин); предания, были, мифологические рассказы (тэлунгу) – легенды о межродовой борьбе, переселении родов, родовой мести, сильных людях и выдающихся личностях рода, о тотемных животных; топонимические предания; календарные, лирические, свадебные, колыбельные, ритуальные песни (яя(н), хэхэ~хэ-хеккэ); частушки (яята); пословицы, поговорки, шутки, дразнилки, приметы, загадки (гайаво), запреты (эннэври~эннэури,папу(н)).

Главным персонажем космогонического мифа является культурный герой Хадау. Он творит Землю, ландшафт, спасает жизнь на Земле, создает культурные ценности и шаманский ритуал.

В жанрово разнообразной музыке центральное место занимают песенные импровизации (хээгэ).

Общий термин для обозначения музыкальных инструментов – тэккэрэ, бытовали койо – свисток из тальника (либо из кости), пупа – пищалка-манок из бересты, буриккэ – охотничий лук, хули – тетива, а также два типа варгана: кунга – деревянный пластинчатый и мухан`е – металлический дуговой. Шаманский бубен (дали) относится к амурскому типу. В число погремушек шамана входил и бронзовый диск-зеркало (толи), который, согласно преданию, отражал стрелы злых духов.

11. ТОДЖИ

Общепринятый взгляд на многие аспекты культуры и жизнедеятельности тувинцев является неполноценным по той простой причине, что народ, населяющий территорию Республики Тыва (Тува), представляет собой не единую этнокультурную целостность, а состоит из нескольких субэтносов, объединенных как по языковому и территориальному, так и по социокультурному признакам. Жители каждого региона Тувы, будь то западный, южный, восточный, центральный или северный, имеют свои отличия как в сфере общественно-хозяйственного устройства, так и в культурной сфере. Наиболее своеобразной и отличающейся от других этнической группой являются тувинцы-тоджинцы (самоназвание - тожулар).

Тоджинский кожуун (район), территория которого является местом исторического проживания тоджинцев, относится к районам Крайнего Севера. Общая территория Тоджи 44,8 тыс. кв. км, что составляет 26,2% от всей площади республики, плотность населения - 1 человек на 10 кв. км. Температура летом от +17 до +35, а зимой от -18 до -50 градусов по Цельсию, влажность низкая.

Со всех сторон Тоджа окружена высокими горными хребтами. Равнинная часть земли местами болотистая, 62% территории покрыто лесом, что составляет 41% лесного фонда республики. По сравнению с другими районами в Тодже расположено самое большое количество озер и рек, которые спускаются с вершин и впадают в могучий Бий-Хем, чтобы соединить свои силы с великой рекой Улуг-Хем (Енисей). Наш район по праву называется самым красивым, экологически чистым и богатым природными ресурсами.

За 1997 год численность тувинцев-тоджинцев, компактно проживающих в Тоджинском кожууне, составляет 3262 человека, т.е. 53,4% от всего населения. Динамику роста или снижения численности коренного населения вывести сложно по той причине, что перепись тувинцев-тоджинцев до 1996 года производилась без выделения их из общей массы населения района. Но стоит сказать, что коэффициент естественного прироста на 100 населения снизился с 6,3 до 1,9.

Издревле тувинцы-тоджинцы состояли из нескольких больших родовых ветвей. Перечислю некоторые из них. Это род Ак-Чооду, населявший бассейн реки Хам-Сыра, подножия и склоны гор Улуг-Даг; род Кара-Чооду - горы Одуген, река Серлиг; родовые общины Кол, Тодут, Ак и т.д. Впоследствии все эти и другие родовые сообщества были объединены в два самых многочисленных рода - Чооду, Тодут и Кол, остальные родовые ветви являются незначительными по количеству и населяют разные районы Тоджи, в большинстве своем в бассейне реки Бий-Хем.

Реферат опубликован: 14/08/2007