Малые народы России

Страница: 11/21

Шаманская музыка (кайне эрыг – северная, кайх ерэй – южная) является персональной формой музыкального общения с духами. Шаманские напевы сопровождаются ударами в бубен.

Эпическая (повествовательная – от слова эпос) музыка включает: мифологические песни о возникновении мира, богов, людей и героические песни – о подвигах героев племени, песенные вставки в сказках. Мелодии эпических песен могут сопровождаться игрой на цитре, арфе и смычковой лютне. Лирическая музыка представлена личностными песенными импровизациями, танцевальными жанрами и наигрышами.

6. НАНАЙЦЫ

Нанайцы относятся к южной ветви тунгусо-манчжурской группы. Их численность составляет 12 000 человек. Основная масса нанайцев живет на территории Хабаровского края (в Нанайском, Ульчском, Солнечном, Комсомольском и других районах), а также в Приморском крае и Сахалинской области. Самоназвание - нанай - означает “человек Земли”. Как и все другие народы, нанайцы имеют свой родной язык. В основу нанайского языка положен найхинский диалект. Он занимает срединное положение между верхнеамурским и нижнеамурским диалектами. А традиционное верование - шаманизм.

Основные занятия моего народа - рыболовство и охота. Кроме того, занимались сбором дикоросов, домашним производством, а с XIX века - огородничеством и домашним животноводством.

Нанайцы употребляют в пищу продукты рыболовного промысла. Известно несколько видов обработки рыбы для длительного хранения: вяление, замораживание, соление, копчение, квашение. Мясная пища у нанайцев тоже распространена. Едят в сыром виде мозг костей, печень, ноздри и некоторые другие части добытых животных. Из разделанной туши зверей отбирали мясо для вяления, копчения и соления. Остальное мясо варили и жарили на костре.

А из рыбьих, оленьих, лосиных кож и шкур и из других материалов изготавливали национальную одежду. У нанайцев тип одежды зависит от пола, сезона и назначения (повседневная, праздничная, промысловая, свадебная, погребальная, ритуальная).

Возрождаются культура, язык нанайцев в Нанайском, Комсомольском районах, где созданы общественные организации и Ассоциация. Стали выходить книги, учебники на нанайском языке, есть музеи. Проводятся фестивали, праздники.

Все это важно сохранить и развивать не только в этих районах, но и в других, где проживают нанайцы. Есть у моего народа нерешенные вопросы, один из них - это вопрос о земле, о территориях традиционного природопользования.

7. НЕГИДАЛЬЦЫ

Негидальцы относятся к тунгусо-маньчжурской группе.

Их численность в Российской Федерации 622 человека, в Хабаровском крае насчитывается 502 человека. Говорят на негидальском языке, имеющем 2 диалекта: низовской и верховской, первый имеет много общего с языком ульчей, орочей, нанайцев; во втором заметно влияние эвенков. Традиционное верование - анимизм, шаманизм.

Этническая основа и исторические пути негидальцев тесно переплетались с историей живших по соседству нивхов, ульчей, нанайцев, эвенков.

Негидальцы были исконными рыбаками и охотниками. У верховских негидальцев рыболовство и охота дополнялись оленеводством (основное отличие от низовских). Однако их нельзя приравнять к кочевникам - оленеводам (эвенкам), так как они пользовались оленями только в транспортных целях и вели оседлый образ жизни.

Для рыболовства пользовались заездками, небольшими неводами, сетями, крючками, удочками, острогами. Каждая семья делала для себя большие запасы сушеного лосося - юколы. Использовали и кожу рыб разных пород для изготовления одежды, обуви, бытовых поделок. Женщины умели выделывать шкуры и кожи, шить из них одежду и обувь, украшать их затейливым тонким орнаментом, изготовлять утварь из бересты.

В конце XIX века в рацион негидальцев входит картофель, который они выменивали на рыбу у живших по соседству русских. Постепенно некоторые низовские негидальцы сами начали сажать картофель.

Современные негидальцы проживают в основном в Ульчском районе и районе им. Полины Осипенко. Жизнь их не отличается от других народов. Все находятся в одном положении, но при этом внутреннее содержание в характере негидальцев несколько отличается.

Реферат опубликован: 14/08/2007