Автомобильная травма

Страница: 15/18

При ударе передней поверхностью согнутого коленного сустава о приборную панель нередко возникают переломы надколенника. Чаще это линейные, зубчатые трещины, расположенные в поперечном направлении. В ряде случаев повреждения надколенника сопровождаются оскольчатыми переломами мыщелков большеберцовой или бедренной кости.

Некоторые особенности судебно-медицинской экспертизы при расследовании автотранспортных происшествий.

Вопросы, разрешаемые экспертом, можно разделить на две группы. Первую группу составляют те вопросы, которые обычно возникают во всех случаях насильственной смерти. Сюда относятся вопросы обо всех повреждениях и болезненных изменениях, обнаруженных на трупе; о причине смерти; о том, как давно она наступила; мог ли пострадавший двигаться после получения повреждений; прижизненно или посмертного происхождения повреждения и ряд других вопросов. Вторую группу составляют специфические вопросы, характерные для автомобильной травмы. Содержание их в каждом случае зависит от вида происшествия и от того, кто оказался жертвой этого происшествия.

При автотранспортных происшествиях возникает необходимость проведения судебно-медицинской экспертизы трех категорий пострадавших: пешехода, пассажира и водителя автомашины. При этом эксперту приходится: устанавливать наличие автомобильной травмы, определять механизм возникновения повреждений, устанавливать вид автомобильной травмы.[24]

Определение механизма образования повреждений и вида автомобильной травмы включает в себя решение следующих вопросов:

Каков механизм и последовательность образования повреждений?

Характерны ли повреждения для определенного вида автомобильной травмы (удара, переезда, травмы в кабине и т.п.)?

Имел ли место удар движущейся автомашиной?

Какой частью автомашины нанесен удар?

На какой высоте от земли и в каком направлении нанесен удар?

Имел ли место переезд колесом машины, какого его направление?

Передними или задними колесами автомашины совершен переезд?

Сколько раз тело подвергалось переезду?

Имеются ли на трупе отпечатки каких-либо частей автомашины?

В каком положении находился пострадавший по отношению к автомашине в момент травмы?

Было ли волочение (скольжение) жертвы, его направление?

При автоаварии следствию важно знать, не было ли у участников происшествия такого состояния организма, которое прямо или косвенно могло способствовать созданию аварийной обстановки. Решение этого вопроса также входит в компетенцию судебно-медицинского эксперта.[25]

Одним из условий дачи полноценного заключения является ознакомление эксперта с обстоятельствами происшествия. Поэтому следователь в описательной части постановления о назначении экспертизы должен подробно их изложить. Кроме того, он должен поставить перед экспертом вопросы, интересующие следствие.[26] Заключения судебно-медицинских экспертов станут полноценными, научно обоснованными только тогда, когда эксперты получат возможность своевременно знакомиться с обстоятельствами происшествия, осматривать место происшествия и машину, совершившую наезд, знакомиться с показаниями очевидцев, а иногда и участвовать в их допросах.

Для того чтобы дать полноценное, научно обоснованное заключение, судебный медик должен методически правильно провести экспертизу. Она должна складываться из следующих этапов:

Выявление всеми возможными методами исследования повреждений на теле и одежде жертвы и их особенностей;

Определения механизма образования каждого повреждения;

Группировки повреждений в комплексы по механизму их образования;

Предварительного суждения о виде травмы на основе выявленных комплексов повреждений;

Реферат опубликован: 26/10/2009