Работа над полифонией в классе баяна

Страница: 3/10

Для понимания полифонического произведения и осмыслен­ности работы учащемуся необходимо с самого начала представ­лять себе его форму, тему и ее характер, слышать все ее проведе­ния. В одном случае учащийся самостоятельно разберется в этом, в других ему понадобится помощь педагога. Большого внимания требует тема и в таких сочинениях, как двухголосные инвенции , прелюдии и особенно в фугах Выявление, при характе­ризующей обычно тему лаконичности, ее художественного содер­жания связано, как правило, с поисками особой точности звукоизвлечения, четкости штрихов, правильного интонирования. Поэтому в любой фуге необходима специальная работа над пер­вым проведением темы—этим основным художественным обра­зом сочинения. Нужно также знать, имеются ли в данной фуге стретты, понимать их выразительное значение, слышать проведе­ния темы в увеличении, в обращении. Обязательно представлять мелодический рисунок и характер противосложения (либо противосложений), знать, удержанные они или нет; учить их, может быть, сначала отдельно, затем в сочетаниях с темой Такого же внимания потребуют и интермедии. Ученик должен понимать, на использовании какого мелодического материала они основаны, какова их функция.

Существенную сторону работы составляет совмещение гори­зонтального, линеарного слышания с одновременным слышанием голосов по вертикали. Этот вопрос в определенной мере стоит пе­ред учащимся и при исполнении гомофонной музыки там тоже необходимо ощущать линию развития «по горизонтали» и в то же время слушать гармоническую ткань; однако при этом обычно не возникает затруднений, связанных с самим приемом полифоничес­кого изложения. Забота о выразительности звучания каждого го­лоса иной раз приводит к тому, что учащийся не обращает доста­точного внимания на получающиеся созвучия, в результате чего несколько нивелируется гармоническая основа. Ученику должно быть понятно, что в полифонии она создается благодаря сочета­нию мелодических голосов, но от этого имеет не меньшее вырази­тельное значение, чем в гомофонии. Пожалуй, чаще встречается другой недостаток, заключающийся в том, что перенесение вни­мания на линеарность изложения приводит при исполнении к не­ясности самой формы полифонического произведения , а это недо­пустимо. Ведь фуга, инвенция (да и любое другое полифоничес­кое сочинение) не будут понятны ученику, если он не знает каково их строение, какова, в частности, роль каденционных оборотов, в чем заключается новизна следующих разделов. Без этого не будет ясен и общий исполнительский план сочинения. В гомофонии уче­ник обычно легче ощущает особенности формы произведения. В по­лифонии же те или иные характерные моменты структуры и их вы­разительный смысл могут иногда ускользнуть от его внимания, тогда как при общей линеарности изложения выразительная роль формы, пожалуй, особенно велика. Учащийся должен почувство­вать музыкально-конструктивное начало и в полифонических про­изведениях (и нередко здесь даже в большей мере).

Как и при работе над произведениями гомофонно-гармонического склада, при разучивании полифонические произведения следует сначала играть сравнительно насыщенным звуком: должна хорошо, ясно звучать вся музыкальная ткань. Об этом приходится говорить особо, так как учащиеся иногда старательно выигрыва­ют лишь отдельные протяженные звуки, вырывая их практически из контекста, или «показывают» только тему и на ее проведениях пытаются строить исполнение. Им необходимо знать, что полифо­ническое многоголосие может быть по-настоящему прослушано при выявлении своеобразия всех голосов, которые должны прозвучать полно и выразительно. Лишь достигнув этого, можно уточнять различные планы звучания, исполнительский замысел. Учащемуся обязательно надо также представлять себе, что нарушить рельеф­ность звучания темы (или любого другого голоса) может, как пра­вило, тот голос, который находится с ней в непосредственной бли­зости (например, в тесном расположении сопрано и альт, тенор и бас). При невнимании играющего в один из этих голосов легко может «вклиниться» звук другого. Опасаться же наполненности звучания голоса, сравнительно удаленного от темы или другой звуковой линии, не следует они не только не помешают друг дру­гу, но, напротив, позволят лучше выявить собственно полифоничность музыки.

Реферат опубликован: 21/08/2008