Работа над полифонией в классе баяна

Страница: 2/10

Один из наиболее часто встречающихся недостатков в этой области заключается в том, что учащийся «бросает» какой-либо звук данного голоса, не слышит его связи со всей мелодической линией, а потому и не переводит в следующий, вытекающий из него по смыслу (и по написанию), и таким образом нарушает главнейшее требование к исполнению полифонической ткани. В двухголосном сочинении надо серьезно работать над каж­дым голосом уметь вести его, ощущая направленность развития, хорошо интонировать и, разумеется, применять нужные штрихи. Необходимо чувствовать и понимать выразительность каждого го­лоса и при их совместном звучании. Ученику должно быть извест­но, что в разных голосах, в соответствии с их выразительным смыслом и мелодическим рисунком, фразировка, характер звуча­ния, штрихи могут быть (и часто бывают) совсем различными. Это требует не только внимательного вслушивания, но и специаль­ной работы. Надо уметь играть на память каждый голос, что по­может его правильному слуховому восприятию и исполнению. Об­щее звучание поставит перед учеником задачу и тембрового вы­явления звуковой линии.

При исполнении многоголосного произведения трудность слышания всей ткани (по сравнению с двухголосной), естественно, возрастает. Уже грамотный разбор текста здесь связан с заботой о звучании всех голосов, их прослушивании и ведении. Необходи­мо слышать и понимать, в какой звук идет в любой момент игры каждый голос, и уметь себя проверить, достаточно ли ясно это при исполнении. Ведь учащийся, еще не приобретший достаточ­ного опыта работы над полифонией, хотя нередко и знает, каково должно быть голосоведение, но пальцы его играют иначе, и это выпадает из-под контроля слуха и сознания.

Забота о точности голосоведения заставляет с особым внима­нием относиться к аппликатуре. Ее специфичность в полифоническом произведении—частые подмены пальцев для выдержива­ния голосов, перекладывания. Это поначалу иногда представляет­ся ученику трудным и даже неприемлемым. Поэтому, по мере возможности, надо привлекать ученика к совместному обсуждению аппликатуры, выяснению всех спорных вопросов, а далее доби­ваться обязательного ее соблюдения.

В многоголосных полифонических произведениях свою фрази­ровку, штрихи, свою смысловую выразительность сохраняют уже три или четыре голоса'. К этой работе педагоги подходят по-раз­ному. Некоторые придерживаются тех же требований, что и при изучении двухголосных сочинений, добиваясь, в частности, зна­ния на память каждого голоса от начала и до конца произведе­ния. Возможно, это в отдельных случаях целесообразно, но не должно признаваться обязательным. Кажется вполне приемлемым следующий путь работы: учащийся, ознако­мившись с сочинением, тщательно разбирает каждую его часть, вычленяя сложные построения, анализируя их структуру и т. п. Длительное время, пока ученик не овладеет должными навыками, каждое такое построение следует обязательно разобрать по голо­сам, поиграть их отдельно конечно, той аппликатурой, какой придется играть впоследствии, и с соблюдением всех указаний, касающихся фразировки, штрихов; далее можно перейти к соче­таниям разных голосов и затем уже к полному многоголосию. Та­кую же работу надо провести над следующим разделом и т. д., то есть разобрать и в черновом варианте пройдя все произведение. Далее нужно вернуться к тому, что представляется наиболее сложным. Постепенно в работу будут включаться все новые музы­кальные задачи.

Недостаточно подготовленным ученикам нередко надо много раз объяснять, каково значение данного голоса в том или другом построении, как он должен поэтому прозвучать. Иногда приходит­ся сравнительно долго добиваться правильной фразировки, нуж­ного характера звучания, четкого выполнения всех штрихов, тембрового разнообразия. Порой полезно побудить слушать «раз­говор» голосов. Это помогает воспринимать и сохранять вырази­тельные особенности каждого голоса при их общем ведении, а также способствует тому, чтобы уловить вокально-речевые инто­нации, которые слышатся во многих полифонических произведе­ниях. Большое внимание следует уделять напевности звучания от­дельных голосов и выработке соответствующих навыков, так как в этом часто заключается одно из основных требований при ис­полнении полифонических сочинений. Не меньшее значение, чем в гомофонии, имеет интонационная выразительность каждой ме­лодической линии, сохраняющаяся и при их сочетании.

Реферат опубликован: 21/08/2008