О Владимире Высоцком

Страница: 2/5

ноги, становятся сосредоточенными обращенные к зрителям глаза - когда

актер остается самим собой,- тут начинается самое интересное.

Я не возьмусь пересказывать содержание его песен, хотя лучшие из них

- это своеобразные маленькие драмы. Следуемые одна за другой, то весе-

лые, то грустные, то жанровые картинки, то монологи, произносимые от

лица с ярко выраженной индивидуальностью, то размышления самого автора о

жизни и времени, они, все вместе дают неожиданно яркую картину этого

времени и человека в нем. Грубоватая "уличная" манера исполнения, почти

разговорная и в то же время музыкальная, сочетается с неожиданной фило-

софичностью содержания - это дает особый эффект. По стилю - это брехтов-

ские зонги, перенесенные на нашу русскую почву.

Исполнительский талант Высоцкого очень русский, народного склада, но

эта, сама по себе обаятельная типажность подчиняется интеллекту, способ-

ности самостоятельно мыслить и безбоязно обобщать виденное. В любимов-

ских спектаклях всегда ощутимо активнее интеллектуальное начало, оно

выносится прямо к публике, обращается к ее разуму. Высоцкий поет также -

наступательно, обращаясь не куда-то поверх голов, вообще в зал, а прямо

глядя в глаза тех, кто перед ним, завоевывая эти глаза, не отпуская их,

подчиняя и убеждая. Агитационная суть театра, который он представляет,

сказывается и в этом.

Высоцкий мужественен не только по внешнему облику, но и по складу

мысли и характеру. К счастью, в его песнях нет самоуверенных интонаций,

он больше думает о жизни и ищет решения, чем утверждает что-либо, в чем

до конца уверен. Но думает он, отбрасывая всякую возможность компромисса

и душевной изворотливости. Думает так, как сегодня думают и ищут лучшие

из его поколения. Безбоязненно, не стесняясь, он выносит к зрителю

результат своих поисков, надеясь, что его поймут.

В 1977 году в серии "Aктеры советского кино" вышел посвященный Высоц-

кому проспект, составленный И.Рубановой. Говоря о тех выразительных

средствах, которыми пользуется Высоцкий, создавая свои роли в кино,

театре, на эстраде, она особенно выделяет его голос. И действительно,

голос является его основным выразительным материалом. Недаром при ответе

на вопрос анкеты, распространенной среди артистов театра на Таганке в

1970 году, Высоцкий сказал, что самой большой для себя трагедией считал

бы потерю голоса.

Высоцкий кричит. Крик - "бросающийся в глаза", нет, в уши - примета

его исполнительского почерка . Его крику подражают . Как это ни пара-

доксально, крик Высоцкого и в самом деле существенный, если не сказать,

серьезный штрих портрета этого актера. Конечно, это элемент формы, но в

лучших работах - элемент глубоко содержательный. Крик Высоцкого не толь-

ко пугает или устрашает. Бывает, он вызывает сочувствие, сострадание и

даже жалость. Актер кричит очень громко, громко, тихо и даже шопотом.

Кричит хрипло, хрипом почти разрушая смысловую нагрузку слова, кричит

чисто, кричит словно бы без голоса - бывает и такое. Что как не крик без

голоса - эта характерная ломкая интонация, когда посредине фразы, даже

слова, актер как бы включает тормоз, и слово, или остаток слова, изна-

чально наэлектризованные криком, вырываются обезглашенные, наполненные

не звуком, а будто энергией чувства?! Криком Высоцкий заглушает всякое

подобие сентиментальности или чувствительности.

Помните, хватающую за душу борьбу крика с плачем или стоном в припе-

ве-заклинании одной из его лучших песен:

Чуть помедленнее, кони,

Умоляю вас вскачь не лететь .

В этом все дело: актер кричит не голосом. Голос только оформляет

внутреннее напряжение, высокую концентрацию эмоциональной энергии, кото-

рой он наделяет своих героев." Высоцкий - автор песен и текста песен ко

многим кинокартинам. Снимался в 24 фильмах:

1959 - "Сверстницы" (Петя)

1961 - "Карьера Димы Горина" (Софрон)

1962 - "Грешница" (корреспондент)

- "713 просит посадки" (американский моряк)

- "Увольнение на берег" (Петр)

Реферат опубликован: 6/06/2009