Лоренцо Гиберти

Страница: 3/6

Когда Лоренцо окончил эту работу, консулы цеха купцов нашли, что он прекрасно справился с нею, что способствовало получению нового заказа. Они заказали ему для ниши, у одного из пилястров снаружи церкви Ор Сан Микеле, брон­зовую статую в память св. Иоанна Крести­теля. Лоренцо сейчас же принялся за работу и не прекращал ее до тех пор, пока она не была закончена. На плаще святого он поместил украшения из двух букв, которыми начертал свое имя. Эта статуя, которая была поставлена в 1414 году, положила начало новой манере в изображении головы, руки, которая кажется совсем живою, кистей обеих рук и всей позы фигуры. Лоренцо таким образом был первым, кто начал изучать произведения древних римлян. На фрон­тоне ниши Лоренцо попробовал сделать мозаичную картину—поясное изображе­ние пророка.

Уже по всей Италии и за пределами ее стала распространяться слава о Лоренцо, как лучшем мастере бронзового литья. Поэтому, когда Якопо делла Фонте, Веккиетта, сиенец, и Донато сделали по заказу сиенской синьории для их церкви св. Иоанна Крестителя бронзовые рельефы, украшающие купель этого храма, и когда сиенцы увидели работу Лоренцо во Флоренции, они сговорились с ним и заказали ему два сюжета из жизни св. Иоанна Крестителя. В одном Лоренцо изобразил Крещение Иисуса Христа со многими фигурами, как об­наженными, так и одетыми очень богато, а в другой—взятие его под стражу и приведение к Ироду.

В то время генералом ордена доминиканцев был маэстро Леонардо Дати. Он, чтобы оставить память о себе в церкви Санта Мария Новелла, где он проходил монашескую службу, а также и родному городу, заказал Лоренцо отлить из бронзы для себя гробницу; его статуя в натуральную величину, изображающая его мертвым, должна была покоиться на крышке гробницы. Когда Лоренцо выполнил заказ и работа его заслужила похвалу, такие же гробницы заказали для себя в церкви Санта Кроче Лодовико дельи Альбици и Никколо Валори. После этого Козимо и Лоренцо Медичи пожелали почтить мощи и релик­вии трех мучеников: Прота, Гиацинта и Немезия, привезя их из Казентина, где они находились в малом почитании в течение многих лет. Они заказали Лоренцо бронзовую раку, посредине которой изображены барельефом два анге­ла, держащие гирлянду из оливковых ветвей с именами мучеников. В раку по­ложили названные реликвии и поставили ее в монастыре дельи Анджели во-Флоренции. Так как эта работа получилась очень хорошо, то попечители церкви Санта Мария дель Фьоре заказали Лоренцо бронзовый саркофаг для мощей св. Зиновия, епи­скопа флорентийского, длиною в три с половиной локтя и высотою в два. Весь саркофаг Лоренцо изящно украсил разнообразными затейливыми арабесками. На задней стенке изо­бражены шесть ангелочков, которые держат гирлянду из ветвей вяза, на которой вырезана надпись в память и во хвалу святого.

Так работал Лоренцо, исполняя заказы многих лиц как в бронзе, так и в золоте и серебре, и произведения его с каждым днем увеличивали славу его имени. В это время в руки Джованни Медичи, сына Козимо, попала резная гемма с Аполлоном, сдирающим кожу с Марсия, которая, по преданию, служила печатью императору Нерону. Так как и сам камень достаточно большой, и чудесная его резьба представляли огромную редкость, Джованни поручил Лоренцо обделать его в резную золотую оправу. Лоренцо работал несколько месяцев, и оправа, которую он сделал к гемме, не уступала по красоте и совершенству превосходной античной резьбе. Эта работа принесла ему множество других заказов на золотые и серебряные вещи, которые ныне уже исчезли. Сделал он также для папы Мартина золотую застежку для пастырского облачения с высокорельефными фигурами и с каменьями очень большой ценности, вправленными в нее,—превос­ходную вещь,—а также тиару поразительной красоты из узорчатых золотых листьев и с многочисленными крошечными высокорельефными фигурками, красо­та которых была признана всеми. За эту работу кроме славы он получил большую награду.

В 1499 году во Флоренцию прибыл папа Евгений, созвавший здесь собор для осуществления унии греческой церкви с римской. Он увидел произведения Лоренцо, и так как общество художника доставляло ему не меньше удовольствия, чем его работы, он заказал ему золотую тиару весом в шестнадцать фунтов, не считая жемчуга, весившего пять с половиной. Оценива­лись эти жемчужины вместе с драгоценными каменьями, вправленными в тиару, в тридцать две тысячи золотых дукатов. Говорят, что среди этих жемчужин шесть были величиной с лесной орех. И судя по рисунку тиары, который был сделан потом, нельзя было себе представить более красивых узоров, связывающих между собою драгоценности, большего разнообразия многочисленных путти и других фигурок, которые служили ей неповторяющимися и чудесными украшениями. За эту работу папа и лично и через друзей очень благодарил Лоренцо и щедро его наградил.

Реферат опубликован: 13/03/2009