Искусство маньеристов

Страница: 2/5

Второй этап маньеризма - с 40-х годов и до конца XVI в. совпал с временем стабилизации феодально-монархического режима в италь­янских государствах и активной деятельностью папского Рима: вос­становлением инквизиции, возник­новением ордена иезуитов, введе­нием церковной цензуры. Ведущи­ми жанрами в придворном искус­стве стали парадный портрет и «истории» - грандиозные много­фигурные росписи либо на религи­озно-мифологические темы, либо восхваляющие правящие династии. В жанре портрета ведущее ме­сто занял Аньоло Бронзино (1503-1572), с которого, собственно, на­чалась новая эра портретной жи­вописи, эра придворного психоло­гически глубокого портрета. Он много раз писал самого Козимо I, молодым, в стальных латах, и постарев­шим, в меховом кафтане, с темной бородой и с нестерпимо тяжелым взглядом; он писал инфанта Дон-Гарсиа, прослывшего убийцей своего брата и, по преданию, убитого рукой отца; он писал Элеонору Толедскую, супругу Козимо, умершую от отчаяния после смерти обоих сыновей. История Медичи вся рассказана в портре­тах Бронзино. За эту фарфоровую живопись, за краски, сияющие холодным бле­ском эмали, художник и получил, вероятно, свое прозвище (от итал. bronzino -бронзовый). Но он писал также многофигурные композиции, создав изящный, изысканный, вычурный и даже несколько «болезненный» стиль. Пропорции в его живописи остались классическими, но нарушилась целостность пространства: слишком крупные фигуры словно выпадают из отведенных им пределов; движения не мотивируются действием; смысловые акценты в композиции исчезают. Типич­ными для его творчества стали такие композиции, как в картине «Аллегория», со­стоящей из нагромождения обнаженных тел с преувеличенно нервными движения­ми и гипертрофированной мускулатурой.

Самым выдающимся представителем второго этапа маньеризма является Бенвенуто Челлини (1500-1571) - скульптор, ювелир, теоретик искусства. Все его скульптуры при том, что кажутся классическими, отличаются дробностью форм и повышенным вниманием ко всем деталям - так называемое декоратив­ное направление. Этому созвучно увлечение материалом и пристрастие худож­ника к ювелирной обработке поверхности скульптур, гравировке и чеканке по­сле их отливки.

Маньеристские тенденции в искусстве Челлини, особенно в ювелирном деле, наиболее полно проявились при соприкосновении с блестящей, рафинированной культурой французского двора и искусством школы Фонтенбло, когда он по приглашению Франциска I переехал во Францию. Типичным образцом манье­ризма в прикладном искусстве является сделанная им для короля золотая солон­ка. Она представляет собой довольно сложную композицию из двух аллегориче­ских фигур с соответствующими атрибутами, поддерживающими свои символы: Земля - изящно выполненный храм, а Нептун - кораблик. В работе присутствуют и отмеченный дробностью формы классический круглый постамент, и виртуозно выполненные, необычайно изысканного силуэта золотые статуэтки Земли и Неп­туна, храмик (перечница) и кораблик (солонка).

При всем увлечении мастера ювелирными работами, по возвращении во Фло­ренцию он создал статую Персея. Быть может, подражание Микеланджело под­толкнуло его к созданию героического образа, но, несмотря на то, что статуя очень красива, в ней преобладают черты, свойственные стилю флорентийского маньеризма: выхолощенность содержания и повышенное внимание к качеству поверхности. В то же время бронзовая статуя Персея является одним из выдаю­щихся и пластически совершенных произведений итальянской монументальной скульптуры после Микеланджело.

Однако отсутствие в социальной действительности Италии XVI в. почвы для героического идеала, господство выхолощенной придворно-аристократической культуры порождали пессимизм, подавленность, что нашло отражение в послед­ней работе Челлини - мраморном Распятии в натуральную величину, подарен­ном им испанскому королю Филиппу II для Эскориала.

Реферат опубликован: 26/02/2007