Христианский брак

Страница: 2/3

Также предупреждает о возможности блудных искушений и людей, уже состоящих в браке: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1Кор, 7:5). Отсюда можно сделать вывод, что мнение, согласно которому сексуальные связи между состоящими в браке допустимы исключительно с целью деторождения , является неверным, кроме того, Апостол предписывает необходимость взаимопонимания и терпимости супругов в отношении их полового влечения к друг к другу: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1Кор,7:4)

Далее, в этом послании ап. Павел говорит о необходимости сохранения супружеской верности и недопустимости расторжения брака, в том числе, если один из супругов неверующий: «…если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.» (1Кор,7:12-14). Это повеление Павла весьма важно и для современного общества, когда возникают сомнения в допустимости брачного союза с людьми неверующими или иноверцами. Еп. Феофан прокомментировал это повеление так: «брак твой, верная жена, с мужем неверным, не превратился в незаконное сожительство от того, что ты уверовала; напротив, твое уверование освятило сей брак и мужа твоего в брачном отношении» [цит по: 2, стр.350]. Кроме того, брачное сожительство здесь рассматривается как особая форма миссионерства: «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?» (1Кор, 7:16).

Тему супружества ап. Павел продолжает в послании к жителям Эфеса, города в Малой Азии. И если послание к коринфянам имело более утилитарную направленность, то послание к Эфесянам уже раскрывает апостольское понимание брака как средства, помогающего людям в достижении спасения: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Еф,5:22-24). Здесь любовь мужчины и женщины в браке становится подобием той жертвенной любви, которой Бог возлюбил мир и ради которой принес Себя в жертву во имя нашего спасения: «Союз супружества не земное только дело; он должен быть средством воспитания сочетавающихся лиц для небеснаго. Когда я один – отвечаю я за одного себя; когда с судьбою моею связывается судьба другого человека, я отвечаю и за него. Чего он не знал, для своего спасения, чего он не делал, – в этом и я принимаю ближайшее участие и подвергаюсь ответственности» [3, стр.484].

В супружеском единстве Апостол видит прообраз единства Церкви и Христа. О единстве всех христиан он говорит : «все мы Духом одним крестились в одно тело…» (1Кор,12:13).И подобное же единство он в единстве брачном: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» (Еф,5:28-31)

Эту мысль Апостола можно прокомментировать словами греческого богослова Х. Яннараса: «Лишь когда эрос, направленный на лицо другого пола, приводит к любви, к забвению человеком самого себя, своего индивидуализма, лищь тогда пред человеком открывается возможность отозваться на обращенный к нему призыв Бога. Вот почему образ супружеской любви является образом крестной любви Христа и Церкви. Добровольное умерщвление природной ограниченности, индивидуальности ради того, чтобы жизнь могла осуществляться как любовь и самоотдача» [цит. по: 4, стр.66.]

Апостол Павел указывает на подчиненную роль женщины в супружестве: «…как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Еф,5:24). Ему вторит и Апостол Петр: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1Петр,3:1-2). Однако это совсем не означает, что положение женщины есть положение униженное: «Творцу не угодно было даровать ей власть, которая подчиняет слабого сильному и действует принудительно, но зато Он даровал ей влияние, которое покоряет и сильного слабому так, что сильный и не замечает этого и подчиняется слабому, не чувствуя стеснения своей свободы … Назначение женщины – быть для мужчины помощницей ему.<…> Женщина должна не только даровать мужчине утешение в жизни настоящей, но и помогать ему в достижении жизни вечной. Не одна истинная, полная любовь требует этого, а любовь, предпочитающая вечное временному; того же требует и долг справедливости.» [5, б/с]. То есть в христианском браке женщине отводится та роль, которая наиболее соответствует ее природному назначению, никак не ущемляющая ее естественные права. Более того, Апостол Петр предписывает мужьям относиться к женам как к «сонаследницам благодатной жизни» (1Петр,3:7).

Реферат опубликован: 14/07/2007