Тайные ордена: Масоны

Страница: 3/6

*Первоначально масонство пришло в Германию из Англии. Вообще в то время влияние Англии на Германию было довольно сильно. Умственная жизнь в Германии почти совсем иссякла после тридцатилетней войны; вся страна находилась в состоянии почти полного одичания; общественная жизнь совершенно замерла, и лучшие люди могли прилагать свои силы только в частной жизни, не получая извне никаких стимулов к общественной или умственной деятельности.

Глава V

РУССКОЕ МАСОНСТВО В XVIII ВЕКЕ.

Среди русских масонов существовало предание о том, что первая масонская ложа в России была учреждена Петром Великим немедленно по его возвращении из первого заграничного путешествия: сам Кристофер Врен, знаменитый основатель новоанглийского масонст­ва, будто бы посвятил его в таинства ордена; мастером стула в основанной Петром ложе был Лефорт, Гордон — первым, а сам царь — вторым надзирателем. Предание это, лишенное какой бы то ни было документальной основы, находит себе лишь косвенное подтверждение в том высоком уважении, которым имя Петра пользова­лось среди русских братьев XVIII века, распевавших на своих собраниях известную «Песнь Петру Великому» Дер­жавина; оно показывает только, что наши масоны созна­тельно или бессознательно связывали с масонскими идея­ми преобразовательную деятельность Петра, «которая была в России таким же нововведением в смысле циви­лизации, каким масоны должны были считать и свое братство[1]».

Первое, безусловно достоверное известие о начале масонства в России относится к 1731 г., когда, как гласит официальный английский источник[2], гроссмейс­тер Великой Лондонской ложи лорд Ловель назначил капитана Джона Филипса Великим провинциальным мастером «для всей России». Таким образом, первона­чальное масонство пришло к нам, как и везде на кон­тинент, из Англии, но, разумеется, здесь еще не может быть и речи о русском масонстве, и Филипс, конечно, распространял орденское учение лишь в тесном кругу своих единомышленников, переселившихся в Россию. Этот кружок, по-видимому, твердо держался в течение всего периода немецкого засилья при Анне Иоановне, так как уже десять лет спустя (1740 г.) английская Великая ложа назначила нового гроссмейстера для Poccии в лице генерала русской службы Джемса (Якова) Кейта , может быть, к этому времени и следует отнести первые случаи вступления русских в масонский союз: недаром русские братья считали именно Кейта основателем масонства в России.

Первоначальный период существования масон­ства в России характеризуется в общем отсутствием какой бы то ни было национальной окраски. Масонство было лишь модой, притом сравнительно весьма мало распространенной, «игрушкой для праздных умов», по выражению Елагина, и лишь в самом конце этого периода замечаются признаки некоторой связи между масонст­вом и смутно поднимающимися в лучшей части общества идеалистическими потребностями; эти признаки указы­вают нам на возможность скорого наступления того момента, когда положительное содержание масонского учения сделается доступным и близким для русских людей, оказывая им серьезную поддержку в их неясных стремлениях к построению первого в России цельного общественного мировоззрения.

*Настоящая история масонства в России начинается лишь в семидесятых годах, когда одновременно возни кают у нас две масонские системы, пользовавшиеся крупным успехом. Ложи этих систем — так называемые елагинской и циннендорфской (шведско-берлинской) - работали в этот период времени, главным образом, первых трех степенях «иоанновского» или «символического» масонства, преследовавшего цели религиозно-нравственного воспитания человека. Здесь русские

масоны работали над приведением «дикаго камня» (символ греховного человека) в «совершенную кубическую форму» (очищение от пороков), приобретали широкие сравнительно с прежними религиозные понятия, глубоко задумывались над вопросами веры и нравственности, упорной работой воспитывали в себе человека. Кажущаяся в наше время несколько бледной масонская мораль оказала благотворное влияние на общество, служа в то же время реакцией против модных течений западно-европейской скептической мысли.

Реферат опубликован: 3/08/2007