Роль православия в становлении государственности в киевской Руси

Страница: 2/6

С второй половины 9 века в Византии наступил период политической и религиозной стабилизации. Византийский император Василий 1 выступил за более тесные связи с странами славянского региона. Во время его правления относится миссионерская деятельность солунских братьев Кирилла и Мефодия.

Очень тесными были внешне политические контакты Византии с Болгарией. К концу 8-начала 9 века, мощь Болгарского царства насколько возросла, что стала представлять реальную угрозу Византии. Походы византийских императоров Константина 6 и Никифора 1 на Болгарию успеха не принесли, а поход 811 года закончился разгромом византийского войска, и гибелью императора. В 812 году болгарский хан Крум разбил войска императора Михаила 1 под Андианополем, и подступил к стенам Константинополя.3

Распространяться в Болгарии христианство начало именно во время правления Крума. Официальный статус христианство получило в Болгарии после крещения князя Бориса и его ближайшего окружения, что имело место приблизительно в 846-865 годах.

Исторические источники свидетельствуют о значительной активизации внешнеполитической деятельности Киевской Руси в начале 10 века, что не могло не привести к тесным политическим, экономическим и религиозным контактам с христианскими Византией и Болгарией.

Киевская Русь была вовлечена в контакты с Византией по двойной причине. Первая - молодое, крепнущее государство с раннефеодальной структурой социальной организации совершало военные набеги на богатого соседа. Второе- Киевская Русь была вовлечена Византией в ее внешнеполитическую деятельность в качестве соседа и партнера.

Русско-византийские контакты стали проявляться после официального принятия христианства в качестве государственной религии Киевской Руси. Уже в 989 году, киевский князь Владимир посылает в помощь Константинополю военный отряд. В 1016 году, император Василий 2 после разгрома болгар предоставил третью часть союзной Руси.

Неудачная война с Византией, о которой летописец упоминает под 6551 (1043) года, привела к тому, что при сыне князя Владимира – Ярославе с 1019 года киевским митрополитом впервые был поставлен

русский священник Илларион. Его деятельность как киевского митрополита длилась недолго (1051-1054), после него на митрополичьей кафедре вновь была восстановлена греческая иерархия (второй русский митрополит Климент Смолятич появился лишь в 12 веке).

Большое влияние на распространение Киевской Руси оказала Болгария. Крещение Болгарии" предшествовало принятию христианства как государственной религии Русью и по этому соседнее славянское государство могло служить наглядным примером, иллюстрирующим последствия этого важного и ответстъеннопг шага. При этом развитие древнеболгарской письменности основанной на древпеславяпской азбуке - кириллице, можно считать важнейшей основой общности двух народов. Такие памятники болгарской письменности как “Сказание о письменах” черноризца Храбра, “Шестоднев” Иоанна Экзарха Болгарского, отмечают несомненный факт значимости культуры для культуры Киевской Руси памятников болгарской письменности имевшие хождения в Киевской Руси, а позже в Московском государстве.

Таким образом, основной причиной обращения Киевской Руси к культуре Византии было то, что Византийская империя 11-10 веков, была передовой страной средневекового мира, способной дать высокие образцы культуры и государственности.

Следовательно, Византия и Болгария сыграли важную роль в христианизации и культурном развитии Киевской Руси: первая как источник высокоразвитой христианизированной греческой культуры, вторая как связывающее звено, особо эффективное благодаря славянской языковой общности.

3.

Говоря о духовном смысле и значении принятия Киевской Русью Православия в качестве государственной религии нельзя не обратиться к первому массовому крещению словяно-росов, связанному с именем святителя Фотия, Патриарха Константинопольского и получившему название “Фотиево крещение Руси”.

Реферат опубликован: 14/03/2008