Религии Китая

Страница: 1/10

Содержание Введение Конфуцианство Даосизм Заключение Список литературы

Введение

Народная религия Китая включала в себя элементы анимизма и политеизма. Люди считали, что мир населен множеством духов. Так, духи зла – «гуй» – считались приносящими болезни и бедствия. От этих злых духов можно было защититься либо отогнать их различными способами, включая заклинания и особые церемонии. Вселенная считалась соединением двух элементов – «инь» и «ян». «Инь» означало темноту, зло, женское начало. Воплощением этих качеств был злой дух «гуй». «Ян» означало тепло, свет, добро, мужское начало; вещи, воплощавшие в себе эти качества, могли использоваться для защиты от «гуй». В целом в представлении китайцев мир духов и богов был копией мира людей и государства с той же самой иерархией авторитета и власти. У каждого города имелся свой бог, в какой-то мере соответствовавший местному магистрату. Над вселенной возвышалось «тянь» – «небо», соответствовавшее императору на земле.

В дополнение к этой распространенной религии с ее духами и многочисленными богами существовали пять основных религиозных доктрин: конфуцианство, даосизм, буддизм, ислам и христианство. Конфуцианство, являвшееся скорее этико-политическим учением, чем религией, на протяжении долгого времени – начиная с конца 3 в. до н.э. и до образования республики в 1912 – пользовалось поддержкой государства. Конфуцианская философия содержала в себе основные положения семейного и морального кодекса. Даосизм как религия имел китайские корни, однако испытал влияние буддизма. Даосизм имеет свои храмы, свой пантеон богов и свое учение о будущей жизни с вознаграждениями и карами за прошлое. Буддизм пришел из Индии и получил широкое распространение в Китае, где были построены сотни буддийский храмов и монастырей. Мусульмане живут в Китае повсюду, особенно в северо-западных и юго-западных районах. Христианство, с которым китайцев познакомили миссионеры из Европы и Америки, получило широкое распространение в 19 – начале 20 в., однако число верующих-христиан составляет всего 1% населения страны.

Конфуцианство

Конфуцианство - древнейшая философская система и одно из трех главных этико-религиозных учений (наряду с даосизмом и буддизмом) Дальнего Востока, возникло в Китае на рубеже 6–5 вв. до н.э. В оригинальном наименовании конфуцианства (жу - [цзя/цзяо] – «(учение) школы ученых-интеллектуалов») отсутствует указание на имя его создателя – Конфуция, что соответствует исходной установке последнего – «передавать, а не создавать, верить древности и любить ее».

Предшественниками конфуцианцев были выходцы из потомственных чиновничьих семей, которые в случае потери официального поста превращались в бродячих учителей. Эти люди зарабатывали на жизнь преподаванием древних книг, ставших впоследствии частью Тринадцатикнижия:

Тринадцатикнижие (Ши-сань цзин) – это тринадцать древнекитайских классических произведений, являющихся каноном конфуцианства. История Тринадцатикнижия восходит к периоду Хань, когда при У-ди (140-87 г. до н.э.) было создано Пятикнижие, в которое вошли:

1. Шицзин (книга песен и гимнов)

2. Шуцзин (Книга истории)

3. Ицзин

4. Ли цзи (Записки об обрядах)

5. Чуньцю (Летопись весны и осени)

При династии Тан (618 - 907 год н.э.) к Пятикнижию были добавлены:

6. Чжоу ли (ритуал династии Чжоу)

7. И ли (Книга об этикете и обрядах)

8. Цзо-чжуань (Хроника господина Цзо Цюмина)

9. Гунъян-чжуань (Хроника господина Гунъян Гао)

10. Гулян-чжуань (Хроника господина Гулян Чи)

При императоре Вэнь-цзуне (827 - 840 год н.э.) тексты канонических книг вырезались на каменных стелах. В это время Тринадцатикнижие было завершено еще тремя книгами:

11. Сяо цзин (канон сыновней почтительности)

12. Лунь юй (Беседы и суждения)

13. Эр я (Словарь изысканных синонимов и глосс к каноническим книгам)

Процесс оформления Тринадцатикнижия был завершен в северо-сунское время (960 - 1127 год н.э.) после включения в него трактата Мэн-цзы.

Тринадцатикнижие сыграло исключительную роль в истории Китая, так как оно было основой управления страной, обучения и воспитания на протяжении двух тысячелетия.

Реферат опубликован: 28/03/2009