Протестантизм

Страница: 6/6

Протестанты учат, что Церковь есть сообщество святых, понимая эти слова апостола Павла в прямом смысле и применяя их не к тем людям, кто достиг особой праведности, а ко всей христианской общине в ее совокупности. В этом смысле каждый себя, безусловно, считает “святым”, то есть хорошим человеком. Остается только пожалеть, что та глубина, которая дана Богом каждому человеку, не открывается в полноте христианам, находящихся в протестантских конфессиях. В прошлом столетии преподобный Амвросий Оптинский на вопросы об участи инославных христиан отвечал, что нигде в Евангелии не сказано о всеобщем обращении ко Христу, к Церкви, но сказано, что будет проповедано Евангелие всей твари. Не очень часто, но бывает, что люди переходят из протестантских конфессий в Православие, и они, как правило, становятся очень хорошими православными христианами, так как это люди очень ответственные и последовательные в своей жизни. В нашей Церкви есть святые, которые были прежде лютеранами, а потом пришли в Православие. Новейший пример - это святая Великая княгиня Елизавета. Она своей жизнью как раз и явила то, что может дать лютеранское благочестие, когда оно обретает ту подлинную церковную основу, которой протестанты, к сожалению, лишены. В истории нашей Церкви есть и другие, менее известные сейчас примеры. Многие юродивые были выходцами из немцев, то есть из лютеран. Немцем был, например, блаженный Николай Салос, псковский юродивый, знаменитый тем, что обличал Ивана Грозного. Он приехал сначала в Новгород, потом поселился во Пскове и был настолько поражен величием Православной Церкви, что не просто переменил конфессию, но даже воспринял на себя подвиг юродства.

ПРИМЕЧАНИЯ.

[1] Не следует путать реформатство (название конфессии) и реформатство в более широком смысле (синоним протестантизма). (о. М. К.)

[2] Доминиканскому ордену папами было поручено ведение инквизиции. (Александр Медведев)

[3] Подобное развитие богослужения (перемещение его центра с Евхаристии, причащения Тела и Крови Христовых ) на проповедь весьма характерно для всех протестантских конфессий как следствие отрицание реальности присутствия в евхаристических дарах Христа или же, как в случае с лютеранством, туманное понимание этого предмета христианской веры. (А. М.)

[4] Таким образом единство веры, единомыслие, не обязательно для членов лютеранской общины и не является связующим церковь элементом, каково оно есть в Церкви Православной. (А. М.)

[5] Учение о Церкви.

[6] Учение о таинствах.

[7] Почему и обращение с Ними возможно соответствующее (например: вылить в раковину - о такой богослужебной практике в одном американском приходе рассказывал православный священник, живущий неподалеку). (А. М.)

[8] Имеется в виду Церковь небесная, собор святых и праведных. (А. М.)

[9] За следующие слова апостола: “Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?”, и далее: “Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе”. (А. М.)

[10] То есть вера в реальность жизни Христа на земле перестала быть обязательной для христианина. (А. М.)

[11] Учение о спасении.

Реферат опубликован: 6/01/2008