Предыстория толерантных указов языческих императоров

Страница: 2/11

Кризис античной религии связывался и в появлении в городах официальных культов органов власти. В качестве божеств почитались и персонифицированные Честь, Добродетель, Мудрость… Им тоже ставили статуи. И все же существование подобных божеств не могло удовлетворить потребность общества в этических ценностях. Не способна была удовлетворить религиозные запросы эпохи и традиционная римская религия. Наряду с упадком собственных римских верований, распространялось почитания различных чужеземных богов (например, египетской Исиды). Большое распространение в Италии, как, впрочем, и по всей империи, получили колдовство, связанное поклонение подземным богам особенно (Гекате), магия вера в предсказания.

Место античных божеств в верованиях жителей империи начали занимать древние восточные умирающие и воскресающие божества, такие, как египетский Осирис или фригийский Аттис. Еще в I веке до н.э. в Малой Азии появляются общины почитателей иранского бога Митры, который выступал в верованиях рубежа нашей эры борцом против сил зла , богом- спасителем. Из Греческих божеств особо почитался древний бог виноградства Дионис, чей культ на рубеже нашей эры перетерпел существенной изменение, - главное содержания мифа о Дионисе становится отождествление его с Загрием, сыном Зевса, который был растерзан титанами, но затем заново рожден. С этим культом были связаны религиозные союзы орфиков. Орфики считали , что душа человека может достичь мира вечного блаженства и бессмертия, если этот человек будет исполнять заветы орфиков (аскетизм, презрение к плоти) и совершать магические обряды. Многие идеи, родившиеся в общинах митраистов, или орфиков, оказали затем влияние на христианство, но замкнутость этих общин, сложность их учений не могли привлечь к ним большого числа последователей. Люди жаждали верить не просто, во всемогущих богов. Они тянулись к таким богам, которые «слышали» бы их и «понимали». Религиозные верования Ранней империи характеризует стремления верить в богов не только «внемлющих», но и справедливых. Еще в I веке до н.э. в римской провинции Азия в городе Филадельфия был создан религиозный союз, посвященный Зевсу и местной богине-матери. В союз могли вступать все – свободные, рабы, мужчины и женщины. В этом объединении проявилось стремление к общечеловеческой общности, к нравственной жизни, противопоставляемой жизни реальной, где господствовал обман, злодеяния коварство. Ощущение родства проникает и в некоторые официальные городские культы. Однако это ощущение сосуществовало со стремлением жить замкнутыми группами, создавать небольшие союзы, каждый из которых почитал своего бога-покровителя, проводить время друг с другом и помогать, прежде всего, друг другу. Религиозных и профессиональных союзов было множество, особенно в восточной части империи и объединяли они десяток-другой людей. Эти союзы заменяли их членам разрушавшуюся общинную и гражданскую общность. Но они не давали надежды на спасения, а скорее способствовали уходу от трудностей жизни. И выход из сложившейся ситуации нашелся, этот выход и был христианство. Ведь в эпоху языческого мира считали, что ненормально общее положение при упадке религии и нравственности. Выйти из этого безрадостного положения, по мнению лучших умов древности, само человечество было бессильно. Для этого – утверждали они – нужна была сверхъестественная Божественная помощь. Подобные убеждения еще с большой силой утверждались среди язычников, когда между ними стали распространяться верования в Мессию. Идея о Мессии как избавители от всяких зол и Установители лучших порядков жизни была особенно привлекательна для страждущих и угнетенных, которые так много было в языческом мире. Можно сказать, что в последние годы пред Рождеством Христовым ожидания Мессии стало всеобщим. Поэтому, когда Божественный спаситель рода человеческого явился и основал для спасения истинную Церковь, те из иудеев и язычников, которые ожидали Его и увидели в нем истинного Мессию, первыми начали вступать в Его Церковь. Таким образом, безотрадное состояние политической и религиозно-нравственной жизни народов дохристианского времени послужило на пользу Церкви. Оно побуждало многих искать религиозного истинного знания и успокоения от всех бедствий в христианстве.

Реферат опубликован: 30/03/2008