Православное учение о Промысле Божием

Страница: 3/7

Для христианского миропонимания представление о Промысле Божием естественно вытекает из христианского учения о Боге и о Его отношении к миру и человеку. Прежде всего в реальности Промысла нас убеждает опыт молитвы, ибо молитвенное обращение к Богу имеет смысл только при наличии уверенности в возможности Божественного ответа. Бог есть Личность, личный Бог Откровения тем и отличается от безличных абсолютов философских систем и восточных религий, что Он выражает Свое отношение к тому, что находится вне Его. Личность не может быть безучастна к соприкасающемуся с ней миру. Св. Иоанн Дамаскин говорит: "Один Бог по природе благ и мудр. Как благой, Он промышляет, ибо не благ тот, кто не промышляет, ведь и люди, и неразумные животные естественным образом заботятся о своих детях, а кто не заботится, подвергается порицанию. Далее, как мудрый, Бог печется о сущем наилучшим образом ".

В существовании Промысла убеждает также и ограниченность мира. Тварное бытие, не являясь необходимым, не может существовать без произведшей его причины, и оно может сохранять свое бытие только благодаря той силе, которая дала ему бытие.

Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле Промысла.

Как дело творения, так точно и дело промышления, православная Церковь равно приписывает всем Лицам Пресвятой Троицы: Бога Отца называет Вседержителем (никейский символ); Бога Сына — мудростью, содержащею состав всего (Симв. Григория чудотворца); Бога Духа Святого — Господом животворящим и жизнью, в которой причина живущих (в тех же символах). Это учение заимствовано из св. Писания, где также промышление о мире равно усвояется всем трем Лицам Божества. Тоже самое учение об участии всех Божеских Лиц в деле Промысла излагают св. Отцы и учители Церкви: А) св. Афанасий великий: «Отец все делает чрез Сына в Духе Святом, и таким образом сохраняется единство св. Троицы, и в Церкви проповедуется един Бог, иже над всеми, и через всех, и во всех (Еф. 4, 6), — над всеми: как Отец, как начало и источник; чрез всех: это — чрез Сына; во всех: это — в Духе Святом»; б) Василий великий: «Божеский Дух всегда окончательно совершает все происходящее от Бога чрез Сына»; и в другом месте: «Дух во всяком действовании соединен и неразделен с Отцем и Сыном; вместе с Богом, который производит разделение служений, сопребывает и Св. Дух, который полновластно домостроительствует в раздаянии дарований по достоинству каждого»; в) св. Григорий Богослов: «Господство именуется Богом, хотя состоит в трех высочайших: Виновнике, Зиждителе, Совершителе, то есть, Отце, Сыне и Св. Духе»; г) св. Кирилл александрийский: «все совершается Богом Отцем чрез Сына в Духе Святом»; д) блаженный Августин: «уразумевши, сколько дано нам в настоящей жизни, Троицу, мы несомненно веруем, что всякая, и разумная, и душевная, и телесная, тварь получила бытие, и имеет свой вид, и премудро управляется одною и той же зиждительною Троицею, не так впрочем, что одну часть всего создания произвел Отец, другую Сын, третью Дух Святой, но и все вообще и в частности каждое естество сотворил Отец чрез Сына в даянии (dоnо) Духа Святого»; е) св. Иоанн Дамаскин: «Бог (Отец) творит мыслью, и сия мысль становится делом, приводимая в исполнение Словом и совершаемая Духом»[8]. Промышление о мире есть действие всеведения, вездеприсутствия, премудрости, всемогущества и благости Божией — таких свойств, которые равно принадлежат всем Лицам Пресвятой Троицы.

Православное понимание причины зла.

Свет благодати евангельской указал христианам истинную причину бедствий - грех, состоящий в нарушении заповедей Божиих. Грех по своей природе есть ложь и ничтожество, есть произведение отца лжи - диавола и несчастных, обольщаемых им людей (Ин. 8, 44). Все прочее, приятное и противное, происходят по провидению и Промыслу Божию для нашего вечного спасения. "Бог управляет миром. Слепотствующие грешники не видят этого. Они сочинили чуждый разуму случай: отсутствие правильности во взгляде своем, тупости своего взгляда, взгляда омраченного, взгляда извращенного они не сознают; они приписывают управлению Божию отсутствие правильности и смысла; они хулят управление Божие, и действие премудрое не признают и называют действием безумным"[9] – пишет Игнатий Брянчанинов.

Зло нравственное, состоящее в преступлении нравственного Закона Божия, зависит не от Мироправителя, а от самих нравственных существ, которым Он, даровавши свободу, только попускает творить грех, а вовсе не содействует. Святитель Иоанн Тобольский говорит: "Грех существует по несовершенству, лжи и лукавству неповинующихся Богу сотворенных Им разумно - свободных существ; потому грех и произошел первоначально и ныне происходит против желания Божия, не от Бога, по Его, однако, попущению"[10]. Бог не желает нравственного зла, то есть греха, который есть противление Богу, ни в качестве цели, ни в качестве средства достижения цели. "Ибо Ты Бог, не любящий беззакония", - говорит псалмопевец (Пс.5,5). Попустив грех из-за уважения к свободе человека, Бог обладает такой премудростью и могуществом, что может даже зло обратить в добро. В конечном счете, и нравственное зло также должно послужить возвышенной цели - прославлению Божию, свидетельствуя либо о Его милосердии в прощении, либо о Его справедливости в наказании.

Реферат опубликован: 2/04/2007