Отношения РПЦ и советского государства в период 1917-1985

Страница: 5/9

3. Разрешить верующим выкупать церковные предметы богослужебного назначения.

Петроградская комиссия помощи голодающим согласилась с этими требованиями, надеясь отличиться мирным выполнением декрета. На другой и на третий день в разных газетах (в том числе и в московских «Известиях») появились сообщения о состоявшемся соглашении.

Газетные заметки имели благожелательный тон по отношению к м. Вениамину и петербургскому духовенству. Но по прошествии несколько дней в комиссии произошли кадровые изменения, и представителям м. Вениамина было заявлено, что пожертвования не будет, а будет изъятие. Позже было сфабриковано дело против митрополита Вениамина и целого ряда его соратников. В результате суд приговорил митрополита Вениамина (Казанского), епископа Венедикта (Плотникова), архимандрита Сергия (Шеина), протоиерея Чукова, протоиерея Новицкого, Ковшарова, профессора Огнева, Елачича к расстрелу.

4.4 Большевики постоянно говорят о том, что всякая религия – «опиум для народа» и внешне действительно более менее одинаково относятся к разным вероисповеданиям и религиям. Но на практике особую ненависть они питают к православию. Поэтому в этот период основным методом ЧК в борьбе с РПЦ становится поддержка ЧК обновленческого раскола. Прочтем резолюцию коллегии ВЧК: «Выяснить характер отдельных епископов, викариев, дабы на черте честолюбия разыгрывать всякие варианты…» - вот так государство планирует подрывную работу в РПЦ – как будто в тылу врага. Так, при аресте митрополита Вениамина вместе с сотрудниками ГПУ прибывает и лидер обновленческого движения Введенский – ведет он себя, по свидетельству очевидцев, как штатный чекист. Отношение государства к обновленческому движению видно из протокола заседания комиссии ВЦИК по отделению Церкви от государства. «Взять более твердую ставку на группу «живой церкви», коалируя с ней левую группу» (речь идет об объединении двух обновленческих движений, которые поддерживаются государством в противовес РПЦ). Проанализируем еще один документ - записку Ем. Ярославского в Политбюро ЦК РКП(б) 19 июня 1923 г.:

«Прошу поставить в порядок дня ближайшего заседания следующие вопросы

антирелигиозной комиссии:

1) Директива по поводу обращения Тихона в Верховный суд.

2) Информация о съезде мусульманского духовенства и съезде Буддийского

духовенства Калмыцкой области.

3) Просьба антирелигиозной комиссии об ускорении утверждения резолюции

XII-го съезда об антирелигиозной пропаганде.

Председатель Комиссии Е. ЯРОСЛАВСКИЙ»

Из документа видно, что государство интересуется исламом и буддизмом, причем слово «Буддизм» написано почему-то с большой буквы (наверное, это вероисповедание большевики уважали больше других). А вот отношение государства большевиков к католицизму. Посмотрим еще два документа. Первый: «Протокол антирелигиозной комиссии. (т.Попов Н.Н.)

П о с т а н о в и л и :

42. 1) Принять следующие предложения антирелигиозной комиссии:

а) Разрешить групповое преподавание католическим детям катехизиса перед

конфирмацией;

б) добиваться замены польских ксендзов немецкими или итальянскими.

в) Продлить следствие по делу Тихона и не возражать против изменения меры пресечения и тем из сопроцессников его, которые публично покаятся в своих преступлениях.»

И второй: «Секретарь ЦК Отпечат. в 1 экз. Секретарю ЦК РКП тов. СТАЛИНУ.

ИЗ САНТА МАРГЕРИТА ЛИГАРЕ № 3 90 мин. 17/V. 0,40 НАРКОМИНДЕЛ, Москва.

Пиццадо помощник Гаспарри от имени Папы просит освободить Тихона кстати предлагает купить взятые из церквей предметы культа и отставит их как (пропуск I группы) у епископа Цеплека зпт а деньги немедленно вручат нам абзац Это соблазнительно зпт но передача православных церковных предметов католикам вызовет бурю в России тчк Ответьте немедленно НрIII (спец Цибизов 16/V-22) Ч И Ч Е Р И Н».

Как видно, к католической церкви большевистское правительство относится вполне лояльно и даже готово идти на сотрудничество, если бы не опасение «бури в России».

Реферат опубликован: 6/02/2009