Мифы, как особая форма миропонимания

Страница: 7/9

Наконец, с севера, из Эпира, повсеместно распространились легенды о Геракле – могучем сыне Зевса, о его подвигах и трагической судьбе, о подчинении им острова Крит, орга­низации игр в честь Зевса в Олимпии, о странствиях по мало­известным странам, о превращении его после смерти в бо­жество.

Популярны были повествования о походе группы героев из фессалийского города Иолка на корабле «Арго» в дальние страны на восточном побережье Понта Эвксинского[23].

Однако самыми распространенными были сказания об об­щегреческом походе племенных вождей против малоазийского города Трои, об осаде города, о приключениях и бедствиях многих героев, особенно Одиссея, при возвращении на родину. На основе древних легенд и сказаний некоторые из аэдов создали большие эпические поэмы.

Как указывалось выше, са­мым популярным был цикл произведений о войне союзных вождей против Трои. Основой этого цикла были сохранившие­ся до наших дней поэмы «Илиада» и «Одиссея», автором ко­торых греки считали слепого певца Гомера. Первая поэма содержала описание десятого года войны против Трои – ссору Агамемнона с вождем Ахиллом и ее последствия. Вторая по­вествовала о приключениях Одиссея в далеких, сказочных, малоизвестных грекам странах Запада и о его счастливом воз­вращении на родной остров Итаку.

Несколько поколений поэмы Гомера передавались из уст в уста. Только в VI в. до н. э. они были записаны в Афинах и превратились в литературные произведения. Их изучали во всех школах Греции, позднее в школах эллинистических госу­дарств, созданных греко-македонскими завоевателями в стра­нах восточного Средиземноморья, и, наконец, в учебных заве­дениях, существовавших в Римской империи. Герои поэм Гомера – Ахилл, Одиссей, Гектор, Агамемнон, Менелай, Па­рис, Телемах, Приам, Нестор, Андромаха, Елена, Пенелопа и др.– были чрезвычайно популярны в древности. Их изобра­жали в живописи и скульптуре. Эпизоды поэм являлись темами для создания больших живописных композиций настенной живописи (фресок), найденных в Помпеях, или больших моза­ичных произведений, сохранившихся в развалинах различных городов древности.

Исключительное значение эпических поэм Гомера для культурной жизни древнегреческого общества отметил еще живший в IV в. до н. э. древнегреческий философ Платон, пи­савший, что «этот поэт (Гомер) воспитал Элладу». Но несмотря на широчайшую популярность Гомера, время его жизни, место рождения оставались неизвестными. В древней Греции семь городов спорили за право называться родиной этого замечательного поэта. Отсутствие биографических све­дений о Гомере позволило некоторым европейским исследова­телям древнегреческой истории и литературы усомниться в исторической реальности личности поэта.

Как отмечалось выше, образы богов и героев воспроизведе­ны в многочисленных произведениях античного, особенно древнегреческого, искусства. Отмечая эту черту античной гре­ко-римской культуры, К. Маркс писал: « . греческая мифоло­гия составляла не только арсенал греческого искусства, но и его почву .».

Заключение.

Европейская культура, в том виде, в котором знакомы с ней современные люди, своим происхождением обязана Греко-Римским корням. Мы, порой, даже не подозреваем, насколько глубоко проникли герои и образы древних мифов в нашу жизнь.

Уже начиная с эпохи Возрождения, писатели, художники и скульпторы стали черпать вдохновение для своих творений из сюжетов древних греков и римлян. Неискушенный посетитель художественного музея оказывается в плену прекрасных, но зачастую непонятных ему по содержанию произведений великих мастеров изобразительного искусства: картин П. Соколова («Дедал, привязывающий крылья Икару»), К. Брюллова («Встреча Аполлона и Дианы»), И. Айвазовского («Посейдон, несущийся по морю»), «Персей и Андромеда» Рубенса, «Пейзаж с Полифемом» Пуссена, «Даная» и «Флора» Рембрандта. Античность была и осталась вечной школой художников. Когда начинающих художник приходит в классы, ему дают рисовать торс Геракла, голову Антиноя. Период ученичества остается далеко позади, а зрелый мастер снова и снова обращается к образам античности, разгадывая тайну их гармонии и неувядаемой жизни. Читая стихотворения А.С. Пушкина (особенно ранние) и не зная мифологических образов, не всегда будет ясен лирический или сатирический смысл, вложенный в произведение. То же можно сказать и о стихах Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, баснях И.А. Крылова и других гениев.

Реферат опубликован: 4/07/2009