Литература буддизма

Страница: 2/5

Следующая книга называется Кхандхака (Khandhaka), разделяющаяся па две части — Махаваггу (Mahavagga) н Куллаваггу (Cullavagga). Первая часть представляет собой историю развития буддийской монашеской общины, начиная с легендарного момента достижения Гаутамой прозрения. Подробно описываются основные церемонии и праздники в общине, правила поведения монахов в течение дня, сбор общины на время сезона дождей. Куллавагга — продолжение Maxaвагги. Ocновное внимание она уделяет наказаниям, налагаемым на монахов за различ­ные проступки. В ней же говорится об отступниках от мо­нашеской жизни и описываются первые два буддийских собора.

llapuвapа (Parivara) излагает мнемонические прие­мы, облегчающие запоминание многочисленных правил и запретов.

Вторая часть Типитаки — Суттапитака (Suttapitaka), или «корзина поучений». Это самая обширная часть кано­на. Ей отведено в Кутодо 410 плит. Она состоит из пяти сборников, излагающих идеологию буддизма в форме притч и бесед, которые также приписываются Будде или его бли­жайшим ученикам. В сборник Кхуддака-никая входит 15 книг, из которых некоторые пользуются особой извест­ностью. Среди них Дхаммапада, которая в краткой сти­хотворной форме сообщает важнейшие вопросы вероучения. Суттанипата содержит стихи этического содержания и т. д. Особенно интересны Тхерагатха (Theragatha) и Тхеригатха (Therigatha), или песнопения монахов и монахинь,— также одно из древнейших сочинении всего канона. Важен для изучения раннего буддизма и сборник Джатака. (Jataka), в который входят рассказы о перерождениях Будды. Они имеют характер моральных назиданий, исходящих от самого Будды. Современная наука установила, что в ос­нове это не оригинальные буддийские сочинения, а про­изведения индийского фольклора, приспособленные для наглядной проповеди буддизма. Они важны как источник сведений об условиях общественной жизни древней Индии.

Наконец, третья часть канона — Абхидхаммапитака (Abhidhammapitaka), или «корзина объяснения учения (закона)». Она размещена в Кутодо на 208 плитах. В нее входят семь книг религиозно-философского характера, по­священных изложению и развитию приписываемых Будде мыслей. Это наиболее поздняя часть канона. Многие на­правления и школы буддизма не признают ее первоисточником и в состав канона не включают.

Является ли идея религиозного спасения, перехода из земной жизни в нирвану, т. е. в какое-то иное, неземное состояние, действительно главной идеей буддизма? Несо­мненно. Буддийская религиозная литература вкладывает в уста мифического основателя буддизма следующие сло­ва: «Подобно тому как воды океана имеют лишь один вкус — вкус соленый, так и учение мое имеет лишь одни вкус — вкус спасения». Все ранние источники подчерки­вают, что Будда проповедовал необходимость и возможность достижения каждым личного и вечного инобытия, проти­вопоставляя его непостоянству, обреченности, смертности всего того, что мы воспринимаем как реальный, осязаемый, чувственный мир. «Я всезнающ,— говорит Будда своему ученику Упаке,— у меня нет учителя; никто не равен мне в мире людей и богов и никакое существо не похоже на меня. Я священный в этом мире, я учитель, я один —абсо­лютный Сам-будда. Я добился покоя (путем погашения всех страстей) и получил нирвану. Чтобы основать цар­ство истины, я иду в город Kasis [Бенарес]; я буду бить в барабан бессмертия во тьме этого мира». Бенаресская проповедь, не без основания рассматривающаяся как пер­вая, но одновременно и наиболее точная и полная форму­лировка главного в учении буддизма, начинается словами:

«Раскройте уши, монахи: бессмертие (амата) выиграно (мною)». Вся первая проповедь — обоснование необхо­димости спасения от страданий сансары (чувственного мира) и раскрытие пути к спасению. Проповедь заканчи­вается словами: «Освобождение моего разума не может быть утеряно; это мое последнее рождение; следовательно, я больше не буду рожден».

Подчеркивая значение раскрытия миру пути к спасе­нию в инобытии, Махавагга — важнейшая часть наиболее древнего раздела канона (Винаяпитаки)—так описывает реакцию Вселенной на бенаресскую проповедь: « .вся со­вокупность десяти тысяч миров заколебалась, затряслась, задрожала; и бесконечный могучий свет пронизал мир, свет, превосходящий тот свет, который мог быть произведен божественной силой дэвов» (т. е. богов) .

Мысль о необходимости религиозного спасения, ухода из сансары постоянно, в самых различных вариантах повторяется и в других текстах Винаяпитаки! и Суттапитаки. Так, беседа Будды с монахами о бренности тела заканчивается таким выводом: « .отсутствие страсти делает его (человека,— Л. К.) свободным; когда он свободен, он сознает, что он свободен; и он понимает, что новое возрождение избегнуто, что святость достигнута полная, что долг выполнен и что больше нет возврата в этот мир». Главная задача, которую должен выполнить человек,— достичь спасения от уз окружающего мира. Одновременно подчеркивается, что это спасение вовсе но достигается в момент физической смерти данного живого существа. В полном соответствии с древней религиозной традицией ведийской религии буддизм безоговорочно принимает уче­ние о переселении душ, или, как принято говорить, о перевоплощении: после данного существования сразу после смерти или через некоторое время живое существо вступа­ет в иной форме в новое «бытие», столь же отвратительное, как и все предыдущие.

Реферат опубликован: 9/11/2009