Крещение Руси Князь Владимир

Страница: 2/3

в Днепр реки Почайны. "На следующий же день, - говорит летописец, -

вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось

там людей без числа. Вошди в воду и стояли там одни до шеи, другие по

грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а

уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была

видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ .

Люди же, крестившись расходились по домам. Владимир же был рад, что познал бога и люди его, посмотрел на небо и сказал: "Христос Бог, сот­воривший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебя христианские страны. Утверди в них правую и неуклонную веру и мне помоги, Господи, против диавола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на Твою силу." Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, прини­маемой некоторыми исследователями, в 988 году, по мнению других - в 989-990 годах. Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в дру­гие города Киевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-Волынс­кий, Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создаются епархии. При князе Вла­димире подавляющее большинство русского населения приняло христианскую веру и Киевская Русь стала христианской страной. Крещение Руси создало необходимые условия для образования Русской Православной Церкви. Из Византии прибыли епископы во главе с Митрополитом, а из Болгарии - священники, привезшие с собой богослужебные книги на славянском языке; строились храмы, открывались училища для подготовки духовенства из русской среды. Летопись сообщает (под 988 год), что князь Владимир "приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где раньше стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определить в них попов и приводить лю­дей на Крещение по всем городам и селам". С помощью греческих мастеров в Киеве был построен величественный каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Десятинный) и перенесены в него святые мощи рав­ноапостольной княгини Ольги. Храм этот символизировал собой истинный триумф христианства в Киевской Руси и вещественно олицетворял собою "духовную Русскую Церковь". Равноапостольный князь Владимир заботился и о просвещении своего народа. По свидетельству летописи (под 988 го­оод) он велел "собрать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное". Продолжателем апостольской миссии святого князя Владимира был его сын великий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019-1054), в прав­ление которого христианская вера на Руси, по свидетельству летописи (под 1037 год), продолжала "плодиться и расширяться, и черноризцы ста­ли умножаться, и монастыри появляться . и умножались пресвитеры и лю­ди христианские. И радовался Ярослав, видя много церквей и людей хрис­тианских ." При Ярославе Мудром построены такие выдающиеся памятники русского церковного зодчества, как киевская София (заложена в 1037 го­ду) и новгородская София (1045-1055 годы), основан знаменитый Кие­во-Печерский монастырь (1051 год), во многом определивший дальнейшее развитие религиозной и культурной жизни Киевской Руси. Для подготовки духовенства Ярослав Мудрый в 1030 году открыл в Новгороде школу, в ко­торой обучалось 300 детей. Есть основания предполагать, что такие шко­лы существовали и при других архиерейских кафедрах, и прежде всего в самом Киеве. Предметом особого попечения Ярослава Мудрого были перево­ды новой литературы и умножения книг путем создани списков с имеющихся рукописей. Сам Ярослав Мудрый, как утверждает летопись (под 1037 год), "книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди наслаждаются учением божест­венным . Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и, много их на­писав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам", то есть ос­новал первую на руси библиотеку. Благодаря книгам уже второе поколение русских христиан имело возможность более глубоко изучать истины хрис­тианской веры. О высокой степени развития просвещения в Киевской Руси при Яроставе Мудром свидетельствует "Слово о Законе и Благодати" Мит­рополита Илариона, посвященное религиозно-философскому осмыслению со­бытия Крещения Руси и написанное, по словам самого автора, "для насы­тившихся с избытком книжной мудростью". Говоря о значении христианс­ко-просветительной деятельности святого Владимира и Ярослава Мудрого, вспомним ту образную характеристику, которую дает нам летописец (под 1037 год): "Как если бы один землю вспашет, другой же засеет, а иные и жнут и едят пищу неоскудевающую, - так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть Крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение получая книжное". Со страниц летописи звучит похвала книхному просвещению. "Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных мудрость обретаем и воздержание. Это ведь - реки, напояющие вселенную, это - источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаем­ся; они - узда воздержания . Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольские поучения и жития святых отцов, получает душе великую пользу". В конце XI - начале XII века христианс­тво окончательно утвердилось в Ростово-Суздальской земле благодаря миссионерским трудам епископов Ростовских святого Леонтия и святого Исани, в Муромо-Рязанской, крестителем которой был князь Константин (Ярослав) Святославович (1096-1129), среди славянских племен вятичей и радимичей, вошедших в состав Древнерусского государства в конце XI век и обращенных к Богу преподобным Кукшей, иноком Киево-Печерского монас­тыря. Крещение Руси явилось переломным моментом в жизни народа. Появи­лась новая многоплодная ветвь Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви - Поместная Русская Православная Церковь. Под воздействием Пра­вославной церкви в жизни руского народа изживались грубые языческие обычаи: кровная месть, полигамия, "умыкание" (похищение) девиц; воз­росли грахданская правоспособность и материнский авторитет русской женщины; укрепилась семья; стал восстанавливаться нарушенный княжески­ми междоусобицами мир. "Князь, - говорил Митрополит Никифор II велико­му князю Рюрику Ростиславовичу, - мы поставлены от Бога в земле Русс­кой, чтобы удерживать вас от кровопролития". Историки отмечают, что "Христианская церковь подняла значение княжеской власти в Киеве на большую высоту и упрочила связь между частями государства". Воспитывая верующего для грядущего града, Церковь постоянно обновляет и перестра­ивает и град, здесь пребывающий. Эта перестройка гражданского общежи­тия под действием Церкви - таинственный и поучительный процесс в жизни христианских обществ". Принятие христианства способствовало широкому распространению на Руси грамотности, наслаждению просвещения, появле­нию богатой, переведенной с греческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы, развитию церковного зодчества и иконо­писи. Появившиеся со времен Владимира Святого и Ярослава Мудрого школы и библиотеки стали важнейшим средством распространения просвещения на Руси. Кроме Софийской библиотеки Ярослава Мудрого, в Киеве и других городах возникают новые библиотеки, в том числе монастырские и част­ные. Несомненно богатую библиотеку имел Киево-Печерский монастырь, как известно вырастивший целую плеяду русских церковных писателей; приня­тый в этом монастыре Студийский устав вменял в обязанность каждому мо­наху чтение книг из монастырской библиотеки. Житие преподобного Феодо­сия Печерского, написаное преподобным Нестором Летописцем, свидетель­ствует, что в келии преподобного Феодосия шла напряженная работа по составлению и изготовлению книг. Монах Иларион днем и ночью писал кни­ги, великий Никон переплетал их, и сам Феодосий прял нити, необходимые для переплета. Много книг имел постриженник этого монастыря князь-инок Никола Святоша - он передал их монастырю. Большие библиотеки имели князь Черниговский Святослав Ярославич, который "разными драгоценными священными книгами наполнил свои клети", князь Ростовский Константин Всеволодович снабжавший "книгами церкви Божии"; "богат был . книгами" епископ Ростовский Кирилл I (XIIIвек). Рукописные книги были очень до­роги, приобретать их в большом количестве могли только состоятельные люди (князья, епископы) и монастыри. Содержание русских книг было пре­имущественно духовним. Это объясняется влиянием переводной литературы и живым интересом новопросвещенного русского общества к вопросам хрис­тианской веры и нравственности и тем, что русскими писателями в то время были в основном лица духовные. Митрополит Иларион, будучи в сане пресвитера, написал "Слово о Законе и Благодати", получившее высокую оценку его современников и потомков. "Нельзя не удивиться зрелости ума, глубине чувств, обилию богословских сведений и тому ораторскому одушевлению и искусству, какими запечатлено это образцовое слово", - пишет историк Митрополит Московский Макарий. "Слово о Законе и Благо­дати" в Сербии в XIII веке было использовано иеромонахом Дометианом при составлении житий сербских святых Симеона и Саввы. Преподобный Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, написал жития святых князей Бориса и Глеба (убиты Святополком в 1015 году) и преподобного Феодосия Печерского, положив начало русской житийной литературе. Преподобный Нестор составил новый летописный свод - "Повесть временных лет", кото­рая, по определению академика Д.С.Лихачева, является "цельной литера­турно изложенной историей Руси". "Повесть временных лет " переведена на языки: немецкий (в 1812 году), чешский (1864 год), датский (1869 год), латинский (1884 год), венгерский (1916 год). XI-XII века истории Русской Церкви ознаменованы появлением канонических трудов. Они не только переводятся на славянский язык, но и не осуществляется их твор­ческое применение к русским условиям жизни. Этими чертами отмечены та­кие памятники русского канонического права, как "Канонические ответы Киевского Митрополита Иоанна II" (1080-1089), "Кириково и Илиино воп­рошания" (1130-1156), "Определение Илии, архиепископа Новгородского" (1164-1168). Эти памятники русской канонической мысли поражают мяг­костью и терпимостью, снисхождением к человеческой природе. Так, наря­ду со строгой требовательностью к монашествующим, в Русской Церкви уже на начальном этапе ее развития появилось милосердие к ее пасомым. Та­ковы и поучения православных русских проповедников этой эпохи Луки Жи­дяты, епископа Новгородского, Климента Смолятича, бывшего несколько лет Митрополитом Киевским, и русского Златоуста - святого Кирилла, епископа Туровского. Епископ Лука предостерегает верующих от чувства зависти, учит их радоваться радости других. Митрополит Климент, хорошо знавший лучшие образцы ораторского искусства античности, обличал тех, "иже прилагают дом к дому и села к селам", бичуя стяжательство и среб­ролюбие. Проповеди епископа Туровского Кирилла удивляют многосторон­ностью, глубиной и высокими ораторскими достоинстваим. Поучения препо­добного Феодосия Печерского, русских подвижников и аскетов носят нес­колько иной характер. Они резко обличают неправоту князей, недостаточ­но христианскую жизнь бояр, неправоверие иноземцев. С Крещением Киевс­кой Руси еще более расширились и углубились ее государственные и куль­турные связи не только с Византией, но и с Балканскими странами и дру­гими государствами Европы. Вступив в Брак с греческой царевной Анной, князь Владимир породнился и с немецким императором Оттоном II, который ранее женился (в 971 году) на сестре Анны - Феофании. Летописец отме­чает (под 996 год): святой Владимир "жил в мире с окрестными князьями

Реферат опубликован: 17/01/2008