Крещение Руси

Страница: 7/7

Принятие христианства из Византии оторвало Русь от магоме­танской и языческой Азии, сблизив ее с христианской Европой. Болгарская письменность сразу позволила Руси не начинать лите­ратуру, а продолжать ее и создавать в первый же век христианс­тва произведения, которыми мы вправе гордиться. Сама по себе культура не знает начальной даты. Но если говорить об условной дате начала русской культуры, то я считала бы самой обоснован­ной 988 год.

Пушкин так сказал о христианстве: "История новейшая есть история христианства". Роль и значение христианства на Руси бы­ли очень изменчивы, как изменчиво было на Руси само правосла­вие. Однако, учитывая то, что музыка, живопись, в значительной мере архитектура и почти вся литература в Древней Руси находи­лись в орбите христианской мысли, ясно, что Пушкин был прав, если широко понимать его мысль.

Принятие Русью христианской веры - выдающееся событие в ее истории, во многом предопределившее дальнейшее развитие полити­ческой, общественной, культурной и духовной жизни. Крещению Ру­си уделено большое место в "Повести временных лет". В ней под­робно повествуется о принятии христианской веры кназем Владими­ром Святославичем, крещении киевлян, новгородцев. Этот эпизод предваряется рассказом о выборе или "испытании" различных рели­гий, предпринятом князем Владимиром накануне крещения, в ре­зультате чего он и отдал предпочтение христианству. Сообщаемые летописцем сведения отразили подлинные исторические события, но некоторые из них явно вымышлены.

Евгений Евстигнеевич Голубинский (1834-1912) - один из крупнейших дореволюционных исследователей истории русской церк­ви. Его главный труд - двухтомная "История русской церкви", ох­ватившая период с Крещения Руси до середины XVI в. Историк обс­тоятельно изучил многие рассказы, повести, бытовавшие в офици­альной церковной традиции, показал легендарность и недостовер-

ность многих из них, за что оказался в немилости у Синода. Так,

по его мнению, входящий в состав "Повести временных лет" расс­каз о выборе веры князем Владимиром составлен гораздо позднее Крещения Руси, Чтобы прославить православную веру и отвратить русский народ от других религий.

В 1988 г. широко и торжественно отмечалось Крещение Руси. Появилось множество статей и книг, авторы которых вновь и вновь пытаются осмаслить историческое значение этого эпохального со­бытия. Среди них - работы академика Дмитрия Сергеевича Лихаче­ва, одного из крупнейших современных исследователей истории, культуры, литературы Древней Руси. Многие годы Дмитрий Сергее­вич Лихачев возглавляет сектор древнерусской литературы Инсти­тута русской литературы (Пушкинского дома) в Санкт-Петербурге. В статье, отрывок из которой приводится здесь, автор размышляет о широком гуманитарном значения принятия христианства на Руси, что связано со "вселенским", всечеловеческим характером этой религии.

Реферат опубликован: 16/11/2006