История религии России

Страница: 6/7

Между тем римская Уния, темной тучей взошедшая на Флорен­тийском соборе, в конце XVI века нависла над Православием в южно-русских и западно-русских землях. Начались притеснения а потом и гонения наиболее стойких епископов и православных лю­дей. Гонения иезуитов и униатов, соблазны протестантов кончи­лись в в середине XVII века при царе Алексее Михайловиче, ког­да он принял под свою руку Малую а потом и Белую Русь. Бывшая в прошлом единая и разделенная трагическими обстоятельствами Русская земля Вновь обрела церковное и госсударственное единство. Этому немало способствовал и Патриарх Никон 1652-1658.

При Патриархе Никоне во имя единства Вселенского Пра­вославия не Руси началось испавление церковных книг по гре­ческим образцам. На старые обряды были наложены клятвы( эти клятвы были сняты 1971 год) Но многие не признавали нововведе­ний Патриарха Никона, подозревая за ним латиномудрствование.

Патриарх Никон стал жертвой интриг, за его фигурой в истории скрылись те,кто хотел потрясений в Русской Православ­ной Церкви и ослабления Русского царства.

XVIII век характеризуется значительным ростом внутреннего и внешнего миссионерства Русской Православной Церкви. Были уч­реждены Православные миссии в Сибири, на Дальнем Востоке, в Японии, Китае, Корее.

Святитель Иннокентий (Вениаминов), впоследствии ставший митрополитом Московским крестил десятки тысяч людей, создал алеутско-лисьевский алфавит и грамматику и перевел для новок­рещенных на их родной язык Святое Евангелие. С тех пор два ве­ка живет Русская церковь в Америке. В 1970 г. ей была дарована Автокефалия.

И все-таки именно с XVIII века послепетровское, так назы­ваемое просвещенное общество, в основном дворянское, все даль­ше отходило от Церкви. Православие им мыслилось, как чтото отсталое мешающее усвоению западных норм жизни.

Велик вклад Русской Православной Церкви в победу и над Наполеоном во время отечественной войны 1812 года. Молитва о даровании победы русскому воинству, составленная архиепископом Августином Виноградским и возносившаяся на Бородинском поле, звучала в православных храмах,спустя 150 лет, в годы великой отечественной войны.

Проявление индивидуального, единоличного глубочайшего ре­лигиозного чувства и духа, охватывали души сотен тысяч пра­вославных людей. Но Русская Церковь как единое целое по-преж­нему не имела возможности и свободы соборного голоса и не мог­ла авторитетно высказать своего руководящего слова. Высочайший духовный авторитет того времени отец Иоанн Кронштадский, слава которого, как молитвенника и чудотворца , проникла даже за пределы Русской земли, говорил: "Почему мы не удостоились по­мощи от церкви небесной, от Христа Бога, от Богоматери, от святых в прошлую войну с Японией ? Потомучто что множество Русского народа разрушили союз с небом.

В конце XIX - начале XX века широкую издательскую дея­тельность предприняла Троице - Сергиева Лавра. Их примеру сле­довали другие издательства.

Общеправославными усилиями в России возрадилась и укрепи­лась идея о созыве Поместного Собора и восстановления Патриар­шества в Русской Церкви. Среди духовенства идея Патриаршества своим оживлением обязанна была митрополиту Антонию. Его едино­мышленниками стали архимандрит Михаил (Грибановский) и митро­полит Антоний (Храповицкий). В середине царствования Николая II 22 марта 1905 Синод единогласно постановил представить док­лад государю о восстановлении Патриаршества в России и созыве для этого Всеросийского Церковного Собора.

Предсоборное Совещание 1912 года было следующим шагом к практическому разрешению этого вопроса. Внезапно разразившаяся война отодвинула его, как и многие другие задачи русской жизн, на второй план. Россия вступала в самую трагическую пору свое­го тысячелетнего существования.

Реферат опубликован: 28/09/2006