Ислам в России традиции и перспективы

Страница: 3/12

Одной из главных характеристик "татарского" периода Российской истории можно справедливо считать мирное сосуществование различных конфессий, основанное на взаимном уважении и широкой веротерпимости.

Падение Казанского ханства в 1552 г. и последовавшее за этим завоевание Московской Русью обширной, раскинувшейся от Волги до Сибири мусульманской ойкумены - Астраханского, Сибирского, Касимского и, наконец, Крымского ханств - стали поворотным в истории народов этого огромного региона. Прцесс централизации Руси вокруг Москвы, начатый еще "собирателем земли Русской" Иваном Калитой, во второй половине XV в. завершается образованием Московского государства .Его официальной идеологией стала опирающаяся на антично-византийское наследие православно=церковная доктрина. Вскоре после этого началась ликвидация всех форм мусульманской государственности (включая и религию), которая сопровождалась внедрением в христианскую среду идей борьбы с инаковерием. Например, в богословских трактатах писателя-публициста первой половины XVI в. Максима Грека содержалась изобилующая нападками и искажениями полемика с исламским вероучением.

С приходом к власти династии Романовых отношение православной Руси к исламу официально закреплялось в царском указе от 16 мая 1681 в котором нетерпимость к магометанству приобретает характер государственной политической установки. В Петровскую эпоху политика гонений в отношении ислама, состоявшая в насильственной христианизации тюркоязычного населения, уничтожении мусульманского духовенства и мечетей, привела к тому, что ислам практически был исключен из активной социальной и культурной жизни народов, некогда его исповедавших. Религиозные преследования заставляли мусульман искать спасения в бескрайних сибирских просторах, где они на освоенных земля сохранить свою веру, либо переселяться по ближе к единоверцам - в Среднюю Азию (Бухару, Самарканд и Хиву) , на Северный Кавказ, в Крым и Малую Азию.

Через "окно, прорубленное Петром I в Европу", Россия кроме всего прочего, впервые ознакомилась с Кораном. По приказу Петра I в 1716 г. в Петербурге был напечатан первый перевод Петром Посниковым с французского перевода дипломата и востоковеда Андре де Рие, французского консула в Египте и Константинополе.

Пугачевское восстание 1773-1775 гг., в котором активное участие приняли татары и башкиры, вынудило Екатерину II изменить свое отношение к "инородцам" магометанам. Первым, глубоко символичным шагом, свидетельствующим о наступлении новой эпохи для российского мусульманства, стало строительство новой мечети в Казани. В 1784 г. восстановили в правах татарских вельмож - мурз и беков, затем всем татарским купцам, торговавшим с Туркестаном, Персией и др странами Востока, были представлены необходимые для ведения коммерческих дел полномочия. Императорским указом от 22 сентября 1788 г. было учреждено Магометанское духовное собрание в Оренбурге, аналогичное по своим функциям Синоду (в 1878 г. оно было преобразовано в Духовное Управление по заведованию лицами мусульманской веры). В Крыму в 1794 г. духовным главой мусульманской общины был официально признан муфтий Бахчисарая. Фактически эти шаги означали признание религиозных прав уцелевшего мусульманского духовенства Российской Империи.

Ислам и современность.

Современное западное исламоведение стремится рассматривать исламские страны как единое целое, в основе которого лежит общность религии. Причины широкого распространения и усиления влияния мусульманской религии на все сферы жизни этих стран они объясняют спецификой ислама как религиозной системы. Согласно концепциям ряда европейских и американских ученых, "мусульманское возрождение", резкое усиление роли ислама в экономической, политической. Духовной жизни восточных народов объясняется следующими причинами:

Реферат опубликован: 23/08/2009